Многие автопроизводители стремятся изготавливать большинство комплектующих к своей продукции, включая такой сложнейший узел, как двигатель. Пожалуй, единственный важный агрегат, не входящий в этот перечень – это аккумуляторная батарея.
С самых первых лет автомобилестроения изготовлением АКБ занимались исключительно специализированные компании, в число которых входит и бренд AFA. Сегодня батареи под этой торговой маркой весьма популярны во всём мире, во многом – благодаря отличному соотношению стоимости к качеству.
История бренда
Аккумуляторы «Афа» известны свыше 120 лет – в конце XIX столетия их начало выпускать АО Accumulatoren-Fabrik AG. Уже тогда батареи фирмы были столь востребованы, что многие компании просто копировали технологии AFA, из-за чего она была вынуждена поджать свыше сотни исков о нарушении патентных прав.
Производство АКБ развивалось столь бурно, что уже через 20 лет производитель аккумуляторов «АФА» поглотил конкурентов из многих стран, включая саму Германию, соседние Австро-Венгрию и Швейцарию, и даже Россию.
Уже в 1913 году у компании были филиалы в 20 государствах, но разразившаяся вскоре Первая мировая война ослабила позиции производителя, от большинства иностранных активов пришлось отказаться. Поражение Германии во Второй мировой войне и вовсе привело к необходимости восстанавливать производство фактически с нуля. Именно тогда было принято решение о продвижении бренда Varta, хотя он и существовал с 2004 года.
С 2002 года подразделение, занимающееся производством аккумуляторов, было приобретено компанией Johnson Controls. На данный момент АКБ AFA изготавливаются на девяти предприятиях компании, ориентируясь в основном на европейских автопроизводителей.
Используемые технологии
Так как бренды AFA и Varta являются близкими родственниками, технология их производства практически совпадает:
- одной из особенностей батарей бренда является изготовление отрицательных пластин методом перфорирования с последующим растяжением (передовая технология Expanded Metal);
- положительные электроды изготавливаются из очищенного свинца с добавлением серебра и кальция методом литья;
- технология производства активной массы предполагает использование дополнительных компонент, способствующих уменьшению эффекта осыпания пластин при разрядах большой длительности;
- корпус АКБ оснащается рёбрами жёсткости, усиливающими прочностные характеристики изделия, крышка снизу комплектуется лабиринтом, делающим невозможным выплескивание электролита при кипении и наклонах.
Ассортимент
В настоящее время Johnson Controls изготавливает две линейки батарей этого бренда:
- АКБ AFA Plus;
- аккумуляторные батареи AFA Plus HS.
Обе серии включают универсальные источники питания, которыми можно комплектовать автомобили практически всех типов. Они не требуют доливки электролита, допускают сохранение заряда на протяжении 15 месяцев и имеют ёмкость, колеблющуюся в пределах 45–230 А*час.
Если клеммы бренда, независимо от модели, имеют стандартные размеры, то полярность бывает разной, в зависимости от того, на какой рынок и для каких марок они ориентированы.
Аккумуляторы не менее известного в России бренда Varta изготавливаются практически по такой же технологии. Различия между ними минимальны, хотя стоимость АКБ Варта выше, нежели аналогичных по характеристикам батарей АФА.
Аккумуляторные батареи AFA производятся и поставляются в торговую сеть в залитом виде. Покупателям нужно лишь зарядить их после приобретения. Следить за уровнем электролита и доливать его не нужно, ведь это необслуживаемые батареи. Да и возможности такой нет, открыть крышку здесь нельзя. Добавление кальция в отрицательные пластины минимизирует расход воды. Все модели линейки AFA Plus характеризуются надёжным пуском силового агрегата независимо от погодных условий. При двухлетней гарантии и обширной линейке моделей аккумуляторы этой серии имеют столь же широкий диапазон пусковых токов, в пределах 320–1150 А.
Пользователи батарей отмечают их надёжность и соответствие заявленным срокам эксплуатации.
Особенности обслуживания и зарядки батарей АФА
Тот факт, что все батареи AFA Plus являются полностью необслуживаемыми, некоторые автомобилисты воспринимают как недостаток, ведь в них невозможно проверить плотность электролита или долить дистиллированную воду. Но в этом и нет необходимости: при правильной эксплуатации нормальные показатели электролитической жидкости сохраняются в течение всего срока службы.
Но это не означает, что уход за АКБ отсутствует: периодически их нужно чистить от грязи, пыли, очищать клеммы от окислов и подзаряжать с использованием зарядного устройства.
Так что переживать по поводу невозможности долива электролита не стоит – если следовать рекомендациям производителя, аккумулятор этого бренда прослужит долго.
Что касается необходимости подзарядки, то она требуется редко, в основном при наступлении форс-мажорных обстоятельств (проблемы с реле-регулятором, забывчивость автовладельца, оставившего включёнными потребители тока, длительный простой автомобиля).
Сама процедура требует неукоснительного следования инструкциям:
- предпочтительными являются автоматические ЗУ, которые, как правило, имеют необходимый функционал для зарядки необслуживаемых батарей;
- при установке уровня напряжения оно не должно превышать 14.4 В;
- если АКБ сильно разряжена, начальным уровнем напряжения должно быть значение порядка 12 В;
- поскольку откручиваемых пробок здесь нет, убедитесь, что расположенные по бокам аккумулятора газоотводящие клапаны не засорены;
- помещение, в котором проводится зарядка, должно быть хорошо проветриваемым;
- после окончания зарядки не спешите устанавливать батарею в автомобиль, дайте ей время, чтобы прекратилось кипение и электролит качественно перемешался.
Как узнать дату выпуска аккумуляторов марки AFA
Маркировка батарей этого бренда менялась неоднократно, последний раз – в 2014 году. В настоящее время это достаточно длинный шифр, в котором дата изготовления (год и месяц выпуска) закодирована в трёх цифрах, начиная с четвёртой.
Четвёртая цифра и означает год, 5–6 цифры шифруют месяц точно по такой же схеме, как у аккумуляторов Varta: 17–20 – это январь–апрель, 53–60 – май–декабрь.
Это означает, что если кодировка АКБ начинается примерно так: ***955******, то дата производства этого аккумулятора – июль 2019 года.
Проверка подлинности
К сожалению, рынок аккумуляторов сегодня заполнен контрафактной продукцией, причём бренды AFA и Varta пользуются у злоумышленников особой популярностью.
Как проверить АКБ на факт поддельной продукции?
Как правило, «пираты» не слишком стремятся сохранить маркировку максимально похожей на настоящую. Да это и не всегда возможно ввиду отсутствия соответствующего оборудования. Далее, стыки корпуса зачастую у подделки просто обработаны мастикой, о ровном шве или его отсутствии речь не идёт. Зачастую и сам корпус не идентичен оригинальному, возможны расхождения по цвету и/или по дизайну.
Поэтому, чтобы отличить контрафакт от оригинала, следуйте несложным правилам:
- Визуально осмотрите батарею на предмет качества изготовления. Если оно вас не удовлетворило, зайдите на официальный сайт и сравните с фотографией оригинального изделия.
- Убедитесь, что на корпусе присутствует фабричная маркировка.
- Внимательно отнеситесь к наклейке: часто именно по ней можно быстро определить, что перед вами подделка (изменена цветовая гамма, имеются орфографические и синтаксические ошибки в описании).
Проверить АКБ на подлинность можно и непрямыми методами: например, если изделие продаётся без правильно оформленных документов, без гарантии и упаковки. Не поленитесь до похода в магазин узнать средние цены на заинтересовавшую вас модель: слишком низкая стоимость должна вас обязательно насторожить. Злоумышленники как раз и рассчитывают на прижимистых покупателей, которые интересуются, прежде всего, ценником, и лишь затем – всем остальным.
Мой старый аккумулятор АФА сдулся через два года активного пользования. Мало? Да, конечно! Так и бренд был известный, из-за чего решил переплатить и выбрать именно его прибор, в надежде на длительную службу. Облом хороший вышел!
Аккумулятор афа прослужил ровно один год.