Способы проверки работоспособности автомобильного аккумулятора

Несмотря на существование разного рода бустеров и пуско-зарядных устройств, заводить двигатель нужно именно за счёт заряженной и хорошо функционирующей аккумуляторной батареи.

Проверка АКБ машины

Какое же наступает разочарование, когда водитель подходит с утра к машине, садится за руль, вставляет ключ в замок зажигания и поворачивает его, но ничего не происходит.

Научившись самостоятельно проверять АКБ на работоспособность, можно вовремя диагностировать проблемы и попытаться их решить. Путём ремонта или замены – вопрос уже, скорее, второстепенный.

Почему АКБ выходит из строя, и что на это указывает

О необходимости проверки говорят соответствующие признаки.

Есть несколько симптомов, указывающих на то, что с источником питания явно что-то не так:

  1. Двигатель заводится очень вяло, стартер прокручивается с большим трудом. Это говорит о том, что заряд есть, но он очень низкий. АКБ не хватает мощности, чтобы обеспечить эффективное воспламенение топливовоздушной смеси в двигателе.
  2. АКБ быстро теряет заряд. Казалось бы, ещё вчера индикатор был зелёным. А сегодня опустился до серого или даже чёрного уровня. Либо батарея делает пару прокруток и прекращает передавать заряд.
  3. Когда генератор не работает и питание к потребителям идёт от батареи, они работают нестабильно, самопроизвольно выключаются, та же аудиосистема не может функционировать на достаточной мощности.

Столкнувшись с подобными признаками, ни в коем случае не оставляйте их без внимания.

Нестабильная и некорректная работа АКБ может быть вызвана несколькими причинами. Чаще всего автомобилисты сталкиваются с такими:

  • невнимательность водителя, который оставил включённым какой-то потребитель, оставив автомобиль на стоянке;
  • игнорирование рекомендаций по плановому обслуживанию;
  • изначально низкое качество аккумулятора;
  • элементарный естественный износ АКБ за длительный период работы;
  • наличие неисправностей в электросистеме машины;
  • неправильное подключение нештатных потребителей;
  • проблемы со стороны генератора или регулятора напряжения.

Какие-то причины автомобилист без проблем устранит своими силами. Для решения других ситуаций лучше обратиться за квалифицированной помощью.

Мультиметр в качестве диагностического оборудования

Одним из самых простых и доступных всем способов, как можно проверить аккумулятор своего автомобиля на работоспособность, справедливо называют применение многофункционального диагностического прибора. А именно мультиметра.

Используя мультиметр, можно сделать замеры:

  • напряжения;
  • заряда и ёмкости;
  • утечки тока.

Мультиметр для аккумулятора

Вопрос лишь в том, будет ли автомобилист проверять рабочий (как ему кажется) аккумулятор или нет. Часто АКБ внешне не подаёт никаких признаков, хотя на деле ресурс подходит к концу, дают о себе знать сульфатация и прочие проблемы.

Чтобы поломка аккумулятора не застала вас врасплох, рекомендуется проводить профилактическую проверку работоспособности хотя бы раз в 3 месяца.

Многие автомобилисты решают проверить АКБ под капотом своего автомобиля на работоспособность параллельно с проверкой уровня масла, омывающей жидкости и пр. И это верное решение.

Если вам важно, чтобы машина всегда была в хорошем состоянии, требуется периодически заниматься её диагностикой. Проверкой аккумулятора в том числе. И тут вам поможет мультиметр.

Напряжение

Для начала стоит провести измерение напряжения вашего аккумулятора. Это достаточно простая, но при этом эффективная и полезная проверка работоспособности любого аккумулятора под капотом автомобиля.

Напряжение считают важнейшим показателем для АКБ.

Касательно проверки напряжения дают следующие рекомендации:

  1. Для начала проверьте параметры без нагрузки. То есть снимите клеммы и вытащите АКБ из авто. Батарея должна быть полностью заряженной, корпус чистым, а после зарядки прошло минимум 3 часа.
  2. Мультиметр выставьте в режим проверки напряжения с порогом 20 В. Соблюдая полярность, соедините щупы прибора с клеммами АКБ.
  3. Если батарея исправна, она покажет 12,5–12,9 В;
  4. Далее аналогичная проверка проводится уже при работающем двигателе. Тут операции аналогичные, но мультиметр должен показывать 13,5–14 В.

Превышение нормы говорит о неисправностях со стороны генератора или регулятора напряжения. Слишком низкие параметры сигнализируют о необходимости дополнительной диагностики АКБ.

Заряд и ёмкость

Используя мультиметр, можно также проверить заряд и ёмкость аккумуляторной батареи.

Перед проверкой нужно выждать 5 часов после зарядки или после отключения АКБ от автомобиля. Это позволит получить более точные сведения.

По заряду можно судить о ёмкости АКБ:

  • если мультиметр показывает 12,7–12,8 В, батарея заряжена на 100%, то есть ёмкость полная;
  • цифры около 12,4–12,6 В указывают на 75% оставшейся ёмкости;
  • при 12,2 В заряд будет всего 50%;
  • если на приборе отображается 12 В, ёмкость сохранилась всего на 25%.

Любые значения ниже 12 В свидетельствуют о сильном разряде. Значение 10,5 В считается глубоким разрядом. Вывести АКБ из такого состояния довольно сложно.

Ёмкость аккумулятора машины

Утечка тока

Мультиметр также позволяет сделать замер утечки тока. Для этого устройство переводится в режим амперметра.

Небольшая утечка тока является естественной для современных автомобилей. Но эти значения не должны превышать 10–80 мА.

Сама проверка выполняется следующим образом:

  • выключите зажигание, вытащите ключ из замка, закройте все двери, но оставьте открытым одно окно на всякий случай;
  • обязательно отключите все потребители;
  • переведите мультиметр в режим амперметра;
  • снимите минусовую клемму;
  • один щуп мультиметра соедините с клеммой АКБ, а вторую клемму – со снятым проводом.

Теперь на табло будут показаны те или иные значения. Если они выше нормы, тогда попробуйте последовательно извлекать и ставить на место различные предохранители и реле. Если вытащить один из них, параметры нормализуются. Это говорит о том, что проблема кроется в том потребителе, за который отвечает извлечённый предохранитель.

Альтернативные методы диагностики

Не только при помощи мультиметра можно провести диагностику. Есть ещё несколько способов, как можно дома проверить аккумулятор своего автомобиля на работоспособность. В некоторых случаях даже не потребуется никакого диагностического оборудования.

Проверить состояние АКБ можно путём:

  • визуального осмотра;
  • применения нагрузочной вилки;
  • оценки уровня и плотности электролита.

Каждый вариант следует рассмотреть отдельно.

Визуальный контроль

Провести визуальный осмотр может любой автомобилист. Тут нужно лишь узнать, на что обращать внимание.

Характерными признаками неисправности будут:

  • трещины и подтекания на корпусе;
  • наличие большого количества загрязнений, которые провоцируют саморазряд;
  • признаки окисления на клеммах и выводах;
  • образование ржавчины;
  • недостаточная плотность затяжки соединений.

Если ничего этого нет, с АКБ потенциально всё хорошо.

Нагрузочная вилка

Куда эффективнее определять работоспособность своего аккумулятора, расположенного под капотом автомобиля, используя вилку нагрузки.

Самостоятельное тестирование нагрузочной вилкой не такое сложное, как кажется. Она имитирует нагрузку при старте двигателя, позволяет понять, способна ли АКБ к восстановлению ёмкости и заряда, либо время батареи подошло к концу.

Нагрузочная вилка для АКБ

Всю процедуру можно разбить на 2 этапа.

  1. Сначала тестирование выполняется через 5–7 часов после остановки двигателя или снятия с зарядки. Очистите корпус, долейте жидкость в банки, если уровень низкий. Тесты лучше проводить при температуре около 15–20 градусов Цельсия. Плюс вилки соединяется с плюсом АКБ, а минусом нужно коснуться отрицательного вывода батареи. Но удерживать так не более 5 секунд. Прибор должен показать в норме от 12,6 до 12,9 В. Параметры ниже 11,5 В говорят о том, что АКБ наверняка вскоре придётся менять.
  2. Второй этап выполняется под нагрузкой. Только в этом случае в схему добавляется нагрузочное сопротивление. Тут о полном заряде уже будет говорить значение около 10,2 В. Если видите 7,8 В, батарея села полностью.

Многие опасаются работать с нагрузочной вилкой. Но если соблюдать правила, всё получится.

Уровень и плотность электролита

Также не будет лишним провести изучение уровня и текущей плотности электролита. Но сделать это получится только на обслуживаемой АКБ.

Перед проверкой следует полностью зарядить АКБ и подождать 2–3 часа. Затем нужно:

  • открутить крышки АКБ;
  • погрузить прозрачную пластиковую колбу или просто корпус от ручки;
  • зажав верхний край, опуститься до уровня пластин;
  • поднять измерительное приспособление и сделать замеры.

Нормой считается, когда электролит покрывает пластины на 10–15 мм.

Для проверки плотности потребуются ареометр, стеклянная колба и груша. Обычно всё это продаётся в комплекте. Прибор погружается в банки, делается забор жидкости грушей. На ареометре есть соответствующая шкала.

Нормальной плотностью считается показатель 1,28–1,29 г/см³. Уменьшение на 0,01 г/см³ указывает на потерю 4–6% заряда АКБ.

Проверку плотности рекомендуют проводить примерно раз в 6 месяцев.

В проверке работоспособности АКБ нет ничего сложного. Не забывайте лишь о технике безопасности.

Всё про автомобильные аккумуляторы
Комментарии: 1
  1. Никодим

    Люблю так – купил и сразу поставил и поехал, не морочить себе голову всеми нюансами. Вот моя проверка работоспособности :lol:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: