Вечных двигателей не существует – эту истину нам насаживают со школьной скамьи. При этом само понятие «вечный двигатель» приобретает самые разные смыслы и интерпретации. В частности, в отношении аккумуляторных батарей – если их зарядить, это не означает, что они смогут удерживать этот уровень заряда вечно. Существует такое понятие, как ток утечки. У новых аккумуляторов он незначителен, поэтому его значением пренебрегают при частой эксплуатации автомобиля. Но его роль резко возрастает при длительных простоях машины, а также в случае возрастных или неправильно эксплуатировавшихся батарей.
У тока утечки существуют номинальные значения, различающиеся для разных типов аккумуляторов, да и в пределах одного типа разброс значений может быть заметным. Но в случае возникновения проблем с аккумулятором значение ТУ возрастает до уровней, когда даже при нескольких днях простоя транспортного средства можно столкнуться с ситуацией, когда вы будете испытывать сложности с пуском силового агрегата. Поэтому важно не только знать нормальное значение тока утечки, но и уметь его измерять, а также искать причины роста показателя и устранять их.
Что такое утечка тока АКБ, как она проявляется
Теоретически при отсутствии подключенной нагрузки к АКБ электролит должен находиться в электрически нейтральном состоянии. Но в реальности утечка тока существует практически всегда, а в некоторых случаях она довольно большая.
Причин возникновения такой нештатной ситуации несколько:
- неисправности в цепи (проводке, подключенном электрооборудовании);
- нарушения режимов функционирования электроприборов;
- ошибки при монтаже/настройке оборудования и электропроводки.
В качестве примера можно назвать перетирание и оголение проводов, которое в результате контактов с токопроводящими веществами (техническими жидкостями, пылью) приводит к короткому замыканию. Поломка электроприборов также может привести к утечкам, даже если это частичная потеря работоспособности – в результате прибор (мультимедийная система или, к примеру, охранная сигнализация) может начать потреблять больше тока, чем положено по номиналу.
Проблема заключается в том, что выявление таких случаев без использования измерительных приборов зачастую не представляется возможным.
Иногда ошибка при монтаже или настройке оборудования приводит к тому, что при выключении зажигания какие-то функции остаются задействованными, потребляя лишнее электричество, или прибор не переходит в спящий режим при длительном простое.
Разумеется, подобные случаи не могут оставаться незамеченными длительное время, поскольку существенно увеличивают разряд АКБ. В некоторых случаях батарея садится до состояния, когда запуск двигателя становится невозможным, уже через несколько суток. И тогда двухдневное отсутствие автовладельца застигнет его врасплох, а недельное – может привести к полному выходу из строя аккумуляторной батареи, особенно если она необслуживаемая.
При обнаружении проблемы её устраняют. В нашем случае придётся сильно постараться только для того, чтобы обнаружить, что вызвало утечку тока, и делать это нужно быстро, поскольку не исключено, что это может привести к очень серьёзным последствиям, вплоть до возгорания автомобиля из-за короткого замыкания.
Допустимое значение тока утечки аккумулятора
Современный автомобиль может иметь «на борту» немало электроприборов, требующих непрерывной работы, в том числе при выключенном зажигании. Естественно, они будут разряжать автоаккумулятор, поэтому многих водителей интересует вопрос, какое значение тока утечки автомобильного аккумулятора считается нормой. Каких-то чётких цифр, ограничивающих этот показатель, не существует. Но вы можете просчитать сами, сколько энергии потребляет ваше электрооборудование при выключенном зажигании и за какое время оно сможет посадить аккумулятор.
Скажем, на работу электронных часов достаточно нескольких мА, автосигнализация в среднем потребляет 15-25 мА, включенная и находящаяся в режиме сна магнитола – 2-5 мА, подсветка приборной панели примерно столько же. В итоге суммарное значение электропотребления всеми включенными приборами может лежать в пределах 20-80 мА. И если нижний показатель вполне допустим, то значения выше 100 мА уже считаются слишком большими – 10 часов непрерывной работы обойдутся аккумулятору потерей одного ампера.
Как проверить утечку тока автомобильного аккумулятора мультиметром
Если вы испытываете перманентные проблемы с запуском мотора даже после относительно непродолжительной стоянки, самое время определить с помощью мультиметра, имеет ли место утечка тока вашего аккумулятора.
Для этого вам понадобится сам измерительный прибор, ключ для ослабления клемм батареи (обычно на 10) и резиновые перчатки.
Алгоритм действий:
- выключаем зажигание, выключаем все электроприборы (автомагнитолу, лампочки, гаджеты, работающие от прикуривателя и т. д.);
- вынимаем ключ из замка зажигания, предварительно опустив стекло водительской двери (иначе мы можем не попасть в салон);
- выходим из машины и ждём примерно 10 минут, чтобы статическое напряжение в бортовой сети сошло на нет;
- переходим в моторный отсек, ослабляем крепление минусовой клеммы и сбрасываем её;
- переводим мультиметр в режим измерения тока, один конец провода со щупом прикладываем к отрицательному электроду, а другой – к минусовой клемме;
- значение, которое зафиксирует мультиметр, и будет током утечки.
Как видим, проверка значения тока утечки АКБ при наличии тестера – процедура несложная, но при выполнении замера нужно быть предельно внимательным – одновременное прикосновение щупами к положительному электроду аккумулятора приведёт к КЗ и перегоранию предохранителя измерительного прибора.
Поиск утечки, устранение проблемы
Если вы выяснили, что при выключенном зажигании и отключенных потребителях аккумулятор продолжает потреблять ток в объёме 50-80 мА или больше, это серьёзная проблема, которую необходимо устранить.
Но для этого нужно локализовать неисправность. Первым в числе подозреваемых находится генератор. Его диагностика проводится следующим образом:
- производим замеры напряжения на АКБ при скинутых клеммах (красный провод щупа идёт к плюсовому выводу, черный – к минусу). Если батарея полностью заряжена, прибор должен показать 12,4-12,9 В;
- надеваем клеммы, заводим силовой агрегат и включаем несколько электроприборов (климатическую установку, обогрев стекла, магнитолу) и снова измеряем напряжение на батарее, соблюдая правильную полярность. В зависимости от количества и мощности включённых потребителей, прибор должен выдать 13,0-14,2 В;
- если значение ниже 13 вольт, очевидно, что вы нашли утечку тока аккумулятора, и это неисправный генератор;
- в противном случае нужно продолжить поиски в остальной части электросети автомобиля.
В чём опасность утечки тока
Если вы используете автомобиль ежедневно, но особых проблем при пуске двигателя не испытываете, это не означает, что утечки нет. Если пропуск одного-двух дней уже вызывает затруднения при запуске силового агрегата, можно сделать выводы, что утечка есть, и хотя она не критична, затягивать с решением проблемы не стоит. Мы уже отмечали, что причина может заключаться в оголении проводов, которое грозит коротким замыканием и выходом из строя дорогостоящей электроники (например, ЭБУ). В худшем случае КЗ становится причиной возгорания автомобиля, и если это случилось где-нибудь в скрытом месте, шансы спасти машину стремительно улетучиваются.
Если приступить к диагностике самостоятельно или посетить СТО в ближайшее время возможности нет, несколько простых рекомендаций позволят вам избежать полного разряда аккумуляторной батареи:
- после того, как автомобиль поставлен на стоянку, снимите клеммы с батареи. Да, это дополнительная нагрузка, но поверьте, это намного легче, чем поиски способов завести мотор при севшем АКБ;
- зимой такая мера может не спасти, особенно при сильных морозах, поэтому лучше не просто снять клеммы, но и отнести батарею на ночь в отапливаемое помещение. Такая мера предосторожности может показаться излишней, но если утечка тока имеется, а аккумулятор не новый, лучше перестраховаться, чем в морозное утро лихорадочно искать способы оживить умершую АКБ;
- будьте благоразумны: приобретите стартовые провода и всегда возите их с собой. Если так случится, что аккумулятор всё же разрядился, вам будет легче найти донора для прикуривания.
Эти нехитрые советы позволят вам избежать попадания в неприятные ситуации до момента выполнения ремонта бортовой сети с целью устранения утечки тока.
Посоветуйте хорошую батарею, чтобы и работала долго и мощная была.
Жаль, что я так поздно узнала про советы, которые помогают избежать полного разряда аккумуляторной батареи.