Севший «в ноль» аккумулятор, отказывающийся утром запустить двигатель – ситуация, знакомая каждому автомобилисту. В обычных условиях такое случается нечасто, являясь результатом забывчивости водителя. Но что делать, если аккумулятор разрядился не по причине оставленных включёнными фар или лампочки освещения салона? Скорее всего, на автомобиле в бортовой сети имеется утечка тока, которая и приводит к быстрому разряду АКБ. Попробуем разобраться, от чего зависит этот параметр и как решать эту проблему.
Почему садится аккумулятор на Приоре
По большому счёту все причины быстрой разрядки АКБ на Приоре можно разделить на две категории:
- те, которые характерны именно для этой модели;
- причины общего характера, встречающиеся вне зависимости от марки, модели и комплектации транспортного средства.
Рассмотрим для начала первые.
Многие автовладельцы отмечают, что проблема быстрой разрядки АКБ Приоры имеет отношение к аудиосистеме. Дело в том, что кабель питания автомагнитолы не подключён к замку зажигания, вследствие чего магнитола запитывается непосредственно от батареи. Что, собственно, и приводит к избыточному потреблению электроэнергии, особенно при выключенном моторе. Так что вместо того, чтобы раз в полгода – год менять аккумуляторы, стоит поискать модель магнитолы, умеющую автоматически отключаться. Как вариант можно смонтировать в разрыв провода красного цвета переключатель, выведя его в удобное место. Таким образом, при длительном отсутствии вы получите возможность отключать аудиосистему вручную.
Проблема может заключаться и в самом генераторе. На Приору ставят либо отечественные, либо белорусские генераторы. И те, и другие считаются слабыми для этой модели, поскольку при работе ДВС на холостых оборотах и при включённых фарах не в состоянии выдавать на аккумулятор необходимые 13.5 вольт. То есть зарядка батареи в таких условиях отсутствует. А они, эти условия, в большом городе не редкость.
В результате аккумуляторы быстро садятся, особенно импортные, у которых зарядка осуществляется при 13.8 В и выше, а оптимальным считается значение 14 В. Если вы сможете настроить регулятор на эти 14 вольт, сразу начнут вылетать лампочки, в первую очередь перегорают стоп-сигналы. Решить дилемму другим способом не получится, и если автомобиль эксплуатируется в чисто городском режиме, с короткими поездками и общей длительностью работы мотора в районе 30–45 минут, придётся повышать напряжение. Замена лампочек – удовольствие не настолько дорогое, как покупка новой АКБ.
А теперь перейдём от рассмотрения специфических проблем к общим. Их не так много, этих основных ситуаций, приводящих к разряду аккумулятора буквально за ночь:
- утечки тока, связанные с неисправностями бортовой электросети;
- проблемы на стороне генератора;
- возрастной (изношенный) аккумулятор;
- неподходящие внешние условия.
Утечки в сети
Изношенная проводка может «коротить на массу», для старых авто это частая и неочевидная причина потери заряда батареей. Оснащение автомобиля прожорливым дополнительным оборудованием типа видеорегистратора или навигатора также способно нагрузить генератор настолько, что он не сможет заряжать АКБ.
Установленная доморощенными специалистами сигналка – частая причина, почему садится аккумулятор Лады Приоры. Впрочем, даже правильно установленная сигнализация при срабатывании становится причиной быстрого разряда батареи.
Неисправности генератора
Если аккумулятор при работающем двигателе недозаряжается или вообще не получает заряд, то рано или поздно автовладелец столкнётся с ситуацией, когда не сможет утром завести машину. Даже если батарея новая.
Практически все неисправности, связанные с генератором, диагностировать без использования мультиметра не представляется возможным. Но если у вас есть такой прибор и навыки пользования им, то найти виновника можно и самостоятельно.
Основные проблемы на стороне генератора, приводящие к невозможности зарядки АКБ:
- перегорание диодного моста;
- ослабление/окисление контактов, повреждение проводки;
- поломка регулятора напряжения;
- ослабление приводного ремня.
Проблемы с ремнём и шкивом, впрочем, можно определить и визуально, как и ослабление контактов, и повреждение электропроводки.
Износ аккумулятора
«Правильные» водители, щепетильно выполняющие все рекомендации производителей, действительно добиваются максимальных показателей срока службы аккумуляторов, сравнимых с заявленными. Но и в этом случае избежать потери ёмкости не удаётся. Это процесс неизбежный и протяжённый во времени, но рано или поздно наступает момент, когда батарея уже не может восстанавливать заряд, достаточный для прокручивания стартера.
Неправильная эксплуатация ТС
Эта причина во многом перекликается с предыдущей. Даже если не рассматривать банальную забывчивость водителей, оставляющих включёнными электроприборы, человеческий фактор играет важную роль в преждевременном износе аккумулятора. В частности, речь идёт об уже упоминавшихся кратковременных поездках, когда аккумулятор просто не успевает восстановить потраченный на запуск мотора заряд. Отсутствие ухода за батареей (а он нужен даже для необслуживаемых АКБ) также сказывается на её ресурсе.
Как решить проблему с непредвиденными утечками тока
Итак, можно ли определить, что аккумулятор садится из-за наличия утечек? Определённо, но для этого нужен мультиметр. Алгоритм проверок:
- отключаем всех потребителей электроэнергии (из тех, которые отключаются);
- выключаем зажигание, вынимаем ключ из замка;
- переходим в моторный отсек, отсоединяем клеммы батареи;
- закрываем двери авто, но оставляем открытыми окна;
- переключаем мультиметр в режим измерения тока (с максимумом в 10 А);
- подключаем его к клеммам аккумулятора, включаем и фиксируем показатели;
- повторяем процедуру с интервалом в 1 час.
Если окажется, что за это время показания прибора изменились более чем на 70 мА, можно утверждать, что это превышение нормы и следует искать источник утечки.
Чтобы определить, что именно сажает АКБ, нужно при включённом зажигании поочерёдно отключать штатные и установленные автовладельцем потребители электроэнергии и внимательно наблюдать за показаниями мультиметра, работающего в режиме амперметра. Суть проверки заключается в том, чтобы обнаружить прибор, который после отключения продолжает потреблять электричество, пусть и в малых объёмах. Понятно, что для этих целей потребуется измерительный прибор с высокой точностью.
Помните, что разряжаться аккумулятор может и по другим причинам, кроме перечисленных в этой статье. Например, быстрый разряд наблюдается при минусовых температурах, при неправильном подключении электроприборов, при превышении допустимой нагрузки на генератор.
Купил чешский аналог известной марки для своей Приоры, не пожалел. Дешево и по качеству не уступает.