Ассортимент аккумуляторов на отечественном рынке более чем внушительный. Это батареи как российского, так и зарубежного производства. Недорогими, но достаточно качественными и надёжными АКБ справедливо считаются батареи, которые носят простое, но понятное название «Курский аккумулятор». Будет интересно познакомиться с производителем, изучить применяемые технологии, а также взглянуть на предлагаемый ассортимент.
Знакомство с производителем
Исходя из названия АКБ Курский аккумулятор, легко догадаться, что производство ведётся на заводе в Курске. И это действительно так.
Производителем является Группа компаний «Курский аккумуляторный завод». Или просто КАЗ. Это одно из старейших предприятий на территории современной России. И один из крупнейших производителей в РФ и в странах бывшего СССР.
Фактически КГ КАЗ является преемником советского предприятия, которое занималось производством аккумуляторных батарей. Речь идёт о курском заводе «Аккумулятор». Датой основания официально считается 14 октября 1944 года. Спустя 8 лет, то есть в 1952 года, на мощностях завода начали собирать первые свинцово-кислотные АКБ.
На изготовление щелочных АКБ потребовалось ещё 2 года, и производство стартовало в 1954 году. Такие батареи были разработаны для оснащения шахт, подвижных составов, станций метро. Также завод выпускал источники питания, которые применялись для обеспечения аварийного освещения, питания трамваев, пассажирских железнодорожных вагонов, троллейбусов, средств связи и так далее. С 1989 года завод входит в государственный реестр предприятий, которые осуществляют внешнеэкономическую торговлю.
В середине 1990-х годов на предприятие было закуплено и установлено новое оборудование от американской компании Exide, что позволило выйти на новый уровень производства стартерных аккумуляторных батарей. Затем Курский завод приобрёл и шахтную печь от Varta, которая дала возможность плавить свинец.
В настоящее время ГК КАЗ является одним из ведущих производителей АКБ в России. Их аккумуляторные батареи успешно продаются внутри страны, а также за её пределами.
Ассортимент АКБ от ГК КАЗ
Тут важно понимать, что Курский аккумулятор — это лишь один из многочисленных брендов ГК КАЗ, по которым выпускаются автомобильные батареи стартерного типа. Также в ассортименте предприятия есть и другие торговые марки. Среди них:
- Istok;
- Fireball;
- UNO;
- Tornado;
- FB;
- Dominator;
- WPR:
- Forse.
Ассортимент предприятия включает в себя стартерные аккумуляторные батареи 3 классов:
- Базовый;
- Стандарт;
- Премиум.
Также отдельно предлагаются АКБ промышленного назначения и батареи для мотоциклетной техники. В последнем случае батареи имеют напряжение 12 В, а ёмкость составляет 7 и 9 Ач.
Область применения
Основная масса аккумуляторов, которые выпускает группа компаний Курский аккумуляторный завод, ориентирована на оснащение легковых и грузовых автомобилей стартерными АКБ. Но также производственные мощности и доступное оборудование позволяют создавать на базе предприятия источники питания для разных транспортных средств и оборудования. Включая даже элементы питания, необходимые в космической промышленности.
Помимо стартерных АКБ, завод производит стационарные источники питания, применяемые как станции бесперебойной подачи электроэнергии. Отдельно стоит выделять тяговые батареи, которые можно устанавливать на водный и наземный транспорт. Если же говорить про батареи Курский аккумулятор, то это исключительно стартерные аккумуляторы для автомобиля.
Используемые технологии
ГК КАЗ при производстве АКБ использует несколько технологий для изготовления аккумуляторных батарей. Весь ассортимент, разделённый на несколько классов и категорий, включает в себя такие автомобильные аккумуляторы:
- свинцово-кальциевые;
- малосурьмянистые;
- гибридные;
- EFB аккумуляторы;
- AGM батареи.
Для производства свинцовых пластин применяются 2 технологии:
- Литьё непрерывных свинцово-кальциевых лент. За счёт этого изготавливают пластины просечного растяжного типа.
- Гравитационное литьё. Используется для сдвоенных токоотводов. В последующем полученные пластины смазывают с помощью электродной пасты.
Если же говорить конкретно про АКБ под торговой маркой Курский аккумулятор, которые выпускает группа компаний Курский аккумуляторный завод, то все предлагаемые батареи выполнены по гибридной технологии.
При использовании гибридной технологии отрицательные пластины аккумулятора производятся на основе свинца, который легируют с помощью кальция. Эта технология способствует значительному снижению испарения воды в электролите. При этом конструкция корпуса позволяет получить доступ отдельно к каждой банке через верхние крышки.
Аккумуляторы, изготовленные по гибридной технологии, относятся к категории малообслуживаемых. То есть доливать воду в банки можно и периодически нужно, но слишком часто это делать не придётся.
Исключением является эксплуатация автомобиля в условиях жаркого климата. В этом случае АКБ будет нагреваться сильнее, что и увеличивает интенсивность испарения воды из состава электролита.
За счёт увеличения площади токоотводов Курский аккумулятор может похвастаться солидным показателем тока холодной прокрутки. И дополнительно стоит отметить технологию производства конвертных сепараторов. Такой подход к изготовлению АКБ направлен на увеличение параметров мощности стартерной батареи.
Среди основных технических характеристик батарей Курский аккумулятор можно выделить такие:
- стандартные стабильные токовые показатели;
- основное предназначение — это машины в базовой комплектации со стандартным набором энергопотребителей;
- морозостойкий корпус;
- пластик для изготовления основы АКБ, обладает повышенной ударопрочностью;
- электроды выполнены просечного-растяжного типа на основе сплава сурьмы, кальция и олова;
- в двух центральных пробках располагаются газоотводные каналы, которые дополнительно комплектуются фильтрами-пламегасителями.
То есть это гибридные, недорогие, но достаточно эффективные и ресурсные батареи. Их рекомендуют использовать на отечественных автомобилях, а также на недорогих иномарках.
Сами АКБ Курский аккумулятор относятся к классу «Базовый». Это наиболее бюджетные стартерные батареи, после которых идёт класс «Стандарт», а далее располагаются батареи «Премиум».
Предлагаемый ассортимент
Теперь будет интересно взглянуть на то, какие технические характеристики имеет тот или иной Курский аккумулятор. Вообще весь ассортимент батарей под торговой маркой Курский аккумулятор можно разделить на 2 большие категории:
- АКБ для легковых автомобилей;
- аккумуляторные батареи для грузового транспорта.
Про каждую категорию стоит рассказать отдельно.
АКБ для легковых автомобилей
Это стартерные 12-вольтные батареи, которые отличаются между собой по основным техническим характеристикам. Ориентированы батареи Курский аккумулятор на отечественные авто и на недорогие иномарки со стандартным набором электрооборудования.
Среди основных технических характеристик можно выделить следующие.
- Ёмкость. Варьируется в пределах от 45 до 90 Ач. Это покрывает потребности широкого перечня легковых автомобилей.
- Пусковой ток. Или ток холодной прокрутки. Минимальный показатель 400 А при 45 Ач ёмкости. Диапазон пускового тока от 400 до 780 А. Его вполне хватает, чтобы запускать двигатель даже в достаточно сильный мороз.
- Резервная ёмкость. Измеряется в минутах. Варьируется от 65 до 160 минут.
- Габаритные размеры. Тут есть несколько вариантов. Это 212х175х190 мм, 242х175х190 мм, 277х175х190 мм, 353х175х190 мм и 327х175х220 мм.
- Полярность. Бывает прямой и обратной. Так что ориентируйтесь на маркировку модели.
Ассортимент батарей для легковых автомобилей также предусматривает наличие клемм типа Asia. Это говорит о том, что батареи марки Курский аккумулятор можно использовать для оснащения машин, произведённых в Азии. Это японские, китайские и корейские авто, АКБ для которых выпускаются по JIS стандарту.
АКБ для грузового транспорта
Если у вас грузовой автомобиль, автобус или какая-то спецтехника, которая нуждается в хорошей аккумуляторной батарее, ассортимент Курский аккумулятор вас также приятно удивит.
Конечно, выбор здесь меньше, чем в случае с легковыми АКБ, но всё равно достойный.
- Ёмкость. Варьируется в пределах от 100 до 200 Ач. Для большинства грузовых машин это более чем солидный выбор по ёмкости.
- Пусковой ток. Ток холодной прокрутки на этих гибридных АКБ для грузового транспорта варьируется в пределах от 810 до 1250 А. Таких параметров точно хватит, чтобы в сильный мороз запустить дизельный мотор.
- Резервная ёмкость. Составляет от 180 минут для аккумулятора на 100 Ач и 810 А. Самая высокая резервная ёмкость у АКБ на 200 Ач и с пусковым током 1250 А и составляет 400 минут. Габаритные размеры. Здесь доступно несколько вариантов размера корпуса. Это 353х175х190 мм, 513х189х217 мм, 513х223х217 мм, 525х240х242 мм и 513х223х217 мм.
Как и в случае с легковыми аккумуляторными батареями, для грузовых версий доступна прямая и обратная полярность. Так что обращайте внимание на маркировку, а также на описание товара при покупке.
Как заряжать и обслуживать АКБ
Эксплуатировать, обслуживать, а также заряжать Курские аккумуляторные батареи довольно просто. Особенно для тех, у кого уже есть опыт работы с малообслуживаемыми и обслуживаемыми АКБ.
Поскольку это гибридные батареи, то в их конструкции предусмотрены крышки с доступом к банкам. К каждой из 6 банок ведёт своя отдельная пробка. Через неё можно проверить уровень электролита, сделать замеры плотности рабочей жидкости, а также долить недостающее количество дистиллированной воды.
Гибридная технология позволяет заметно снизить расход воды. Но всё равно полностью исключить необходимость доливки нельзя. Поэтому есть крышки, через которые периодически нужно добавлять воду.
Поэтому суть обслуживания сводится к следующим манипуляциям:
- очистка корпуса от загрязнений;
- удаление с клемм следов окислов и подтёков электролита (смесь воды и соды для нейтрализации кислоты);
- очистка проводов и выводов на АКБ;
- проверка уровня электролита в банках;
- анализ плотности жидкости в батарее;
- доливка дистиллированной воды;
- периодическая зарядка аккумулятора.
Проверяя уровень жидкости в банках АКБ Курский аккумулятор, ориентируйтесь на то, чтобы верхняя пластина покрывалась на 10-15 мм.
Если вы видите, что уровень упал ниже 10 мм над верхней пластиной, обязательно добавьте в банку дистиллированную воду. Но ни в коем случае не доливайте электролит.
Что же касается зарядки, то тут всё просто
- заряжать Курский аккумулятор необходимо постоянным током;
- напряжение заряда при этом должен быть в диапазоне 14-14,4 В;
- сила зарядного тока определяется исходя из номинальной ёмкости;
- оптимальный параметр тока заряда — это 10% от ёмкости АКБ;
- если батарея имеет глубокий разряд, тогда зарядку следует выполнять при 2,5-5% от ёмкости;
- продолжительность процедуры заряда составляет около 10 часов;
- перед зарядкой все банки нужно немного открутить, либо полностью снять крышки;
- температура электролита при зарядке не должна превышать 45 градусов Цельсия;
- в случае обильного кипения электролита, а также при превышении температуры процесс зарядки следует немедленно остановить.
Как только Курский аккумулятор будет иметь стабильные параметры, зарядное устройство можно отключать.
Если требуется зарядка и доливка дистиллированной воды, сначала измерьте плотность, добавьте воду и дайте батарее постоять 2-3 часа. Только после этого подключайте зарядное устройство.
Чтобы получить объективные параметры после заряда АКБ, необходимо после завершения подзарядки оставить батарею в покое на несколько часов. И потом уже воспользоваться мультиметром для определения значений после восстановления.
Если после зарядки Курский аккумулятор быстро теряет ёмкость, тогда АКБ уже на пределе износа. Требуется замена.
Как определить дату выпуска
Поскольку речь идёт о свинцово-кислотных аккумуляторах, важно знать, что они не любят длительное хранение без работы. Поэтому, при изучении ассортимента Курских аккумуляторов, обращайте внимание на такие параметры, как месяц и год выпуска.
Старайтесь покупать АКБ, которые произведены не более 1 года назад.
Фактически 12 месяцев — это максимальный срок, при котором батарея ещё сохраняет свои заводские характеристики и не потребует восстановления при покупке. Но чем меньше месяцев пройдёт с момента выпуска, тем лучше.
Определить месяц и год выпуска в случае Курских аккумуляторов предельно просто. Маркировка, которая наносится на верхнюю крышу, состоит из нескольких символов. Дата изготовления при этом указана в первых 4 цифрах.
Принцип маркировки простой:
- 1 и 2 символы — это месяц производства;
- 3 и 4 символы — это год изготовления.
Если вы видите, что на крышку нанесены цифры 0521, тогда перед вами аккумуляторная батарея, произведённая в мае 2021 года. Далеко не самый плохой вариант, если сейчас на дворе декабрь 2021 года.
Кто использовал или использует Курские аккумуляторы? Что из ассортимента ГК КАЗ покупали? Стоит ли брать? Как долго прослужила АКБ?
Я чего-то всегда стороной обходила эти аккумуляторы, не была уверена в качестве, теперь думаю, что при следующей замене АКБ, этот вариант также будет присутствовать.
Бюджетка, которая меня вполне устраивает. Этот вариант аккумулятора предусмотрена для автомобилей со стандартной комплектацией, как раз то что мне было нужно, так как ничего лишнего не использую, у меня наш отечественный автомобиль Лада2190. С ним автомобиль заводится без особых сложностей, конечно когда стоит несколько дней не с первого раза может завестись, но главное что заводит. Климат у нас в регионе суровый, но даже с учетом этого дополнительных манипуляций не приходится с ним производить.
Честно говоря даже не заморачивался с особенностями, просто поставил аккумулятор на Гранту и езжу. Нормальная мощность, покупал с бОльшими значениями как мне посоветовал сотрудник в магазине, за счет этого у меня все в норме. Самый простой аккумулятор, но достойно справляется со своими обязанностями
Использовал на Самаре. Недавно поменял. Тоже взял отечественную АКБ. Но уже другого производителя. Хорошие и недорогие АКБ. Однозначно брать стоит.
Чисто средняя гибридная батарейка за небольшие деньги. Полностью себя оправдала по финансам. Ничего сверхъестественного ждать не стоит. Но и отнести к дешевому ширпотребу тоже никак нельзя. Уверенный середняк.
Брал Курский аккумулятор на свою Фабию. Вполне хватило и емкости и пускового тока. Пережила уже 2 зимы. И не думает сдаваться. Покупать можно смело. Если завышенных ожиданий нет.