Что такое технология EFB в АКБ, где она применяется, её преимущества и недостатки

На рынке представлено широкое разнообразие аккумуляторных батарей. При этом автовладельцам бывает сложно выбрать подходящий им вариант.

Аккумулятор автомобиля EFB

Одной из технологий, которая пользуется заслуженным спросом, является EFB.

Но далеко не каждый знает, что это такое, чем отличается технология от альтернативных решений, и стоит ли её вообще покупать для эксплуатации своего автомобиля.

Что это такое

Для начала следует разобраться с особенностями технологии EFB, применяемой в аккумуляторных батареях.

Тут не будет лишним взглянуть на саму аббревиатуру. Это позволит понять, что значит EFB и какие аккумуляторы выпускаются в рамках этой технологии.

EFB действительно является аббревиатурой и расшифровывается как Enhanced Flooded Battery. Но и это не позволяет понять, что же такое технология ЕФБ и как она реализована в аккумуляторах. Перевести название можно как «усовершенствованная АКБ с жидким электролитом».

Многие путают EFB и AGM разработки. Да, они между собой схожи, хотя технологии всё равно разные.

Дабы лучше понять, что такое EFB аккумулятор для автомобиля, нужно взглянуть на его отличительные характеристики и конструктивные особенности. Фактически это жидкостный вид батарей. Но от WET технологии, то есть от обычного источника питания с жидким электролитом внутри, ЕФБ аккумулятор имеет существенные отличия. Они позволяют приблизить его, скорее, к AGM устройствам. А автомобильный AGM аккумулятор в настоящее время считается одним из лучших.

К числу особенностей рассматриваемой технологии можно отнести такие пункты:

  1. В конструкции используется конвертный ионопроницаемый сепаратор.
  2. Между пластиной и самим сепаратором используется сетка на основе полиэстера. Её функция заключается в удержании активной массы внутри. Тем самым обеспечиваются высокие показатели заряда.
  3. Для каждой пластины предусмотрен свой конверт из микроволокна. Он заполняется жидким электролитом. Это позволяет предотвратить преждевременную сульфатацию и защитить от короткого замыкания пластин.
  4. Увеличиваются толщина свинцовых пластин и их ёмкость. На заряд уходит меньше времени.
  5. Предусмотрена дополнительная система стабилизации. Она нужна для защиты от нагрузок вибрации.
  6. Конструкцией предусматривается использование крышки-лабиринта.
  7. За счёт увеличения количества свинца снижается объём заливаемого электролита. Это же помогает в обеспечении лучших показателей пускового тока.

Подобное описание во многом даёт понять все особенности, которыми характеризуются EFB аккумуляторы.

Но и этого будет недостаточно для полного понимания сути. А потому следует не только разобраться в том, что же означает технология EFB в аккумуляторе, но и где она используется, какими сильными и слабыми сторонами обладает.

В настоящее время это достаточно распространённый тип аккумуляторов. Даже если вы не знаете, что такое EFB, на вашей машине может стоять именно такая АКБ.

Чем отличается от AGM

Рассмотрев некоторые особенности ЕФБ технологии, ряд автомобилистов подумают, что речь идёт об AGM аккумуляторах.

Устройство аккумуляторов AGM

Да, обе технологии похожи между собой, но тут есть и очевидные отличия.

В AGM батареях применяется жидкий электролит, но конверты изготавливаются из стекловолокна. Это не позволяет жидкости проливаться.

У EFB электролит тоже жидкий, и даже можно услышать его плеск во время тряски. При этом объём электролита намного меньше за счёт увеличения пластин. Сами пластины плотнее оборачиваются микроволокном. Тут рабочая жидкость не запечатывается внутри стекловолокна.

Фактически технология EFB занимает промежуточную позицию между WET и AGM батареями.

Увеличение пластин позволяет повысить продолжительность работы, а уменьшение количества электролита ускоряет заряд примерно на 45%. Плюс ЕФБ АКБ дешевле, хотя технология AGM считается более совершенной.

Где используется технология

Погоня за экономичностью автомобилей, а также работа над улучшением экологической обстановки привели к появлению технологии «Start-Stop».

Эта система позволяет глушить двигатель, когда машина стоит в пробке и на светофоре, и моментально позволять продолжить движение, как только впереди идущие автомобили сдвинутся с места.

Суть технологии «Старт-Стоп» в том, что для её работы требуется постоянный заряд от АКБ для запуска стартера. Если поставить туда обычную батарею, она не прослужит и года.

Именно автомобили с системой «Start-Stop» являются ключевой сферой применения технологии EFB в аккумуляторных батареях. Но также такие АКБ получили широкое распространение в оснащении электромобилей и катеров, различного водного транспорта.

Сильные и слабые стороны

Можно выделить несколько преимуществ и недостатков, характерных для современных EFB аккумуляторов. Насколько они критичны конкретно в вашем случае, решайте сами.

К недостаткам можно отнести такие пункты:

  • такие АКБ несовместимы с автомобилями, где используется система рекуперации энергии торможения;
  • высокая стоимость по сравнению с обычными WET аккумуляторами;
  • меньшие эксплуатационные характеристики в сравнении с AGM и GEL технологиями.

В остальном же выделяют только сильные стороны.

К числу главных преимуществ относят:

  • улучшенные показатели работы в условиях низких температур;
  • увеличенные размеры свинцовых пластин, что продлевает срок их службы;
  • применение технологии, защищающей пластины от осыпания длительное время;
  • ускоренный процесс зарядки;
  • продолжительная эксплуатация;
  • устойчивость к вибрационным нагрузкам;
  • использование специальных воронок, смешивающих электролит;
  • высокая эффективность работы в условиях жары;
  • безопасность конструкции;
  • защита от испарения электролита.

Автомобильный аккумулятор EFB

Вопрос стоимости довольно спорный. Тут многое зависит от того, с чем именно сравнивать аккумулятор.

Но одно стоит знать точно. Если на вашем автомобиле предусмотрена кнопка «Start-Stop», самым правильным решением будет использование EFB аккумулятора.

Особенности зарядки

Автомобилистов наверняка будет интересовать вопрос о том, как нужно заряжать EFB аккумуляторы и чем процесс отличается от зарядки при помощи других источников питания.

Если у вас есть опыт зарядки кальциевых жидкостных аккумуляторов, то зарядка автомобильного EFB аккумулятора вряд ли вызовет какие-то вопросы. Технологии подзарядки ничем не отличаются.

Для EFB АКБ подходят различные виды зарядных устройств, в отличие от AGM. Это объясняется возможностью доливать электролит или дистиллированную воду по мере необходимости.

Но если на вашем ЗУ есть режим со значком снежинки, использовать его не стоит при зарядке EFB. Этот режим означает температурную компенсацию. Зарядка в этом режиме, когда подаются большое напряжение и ток, только навредит АКБ. Зато это отличный режим при работе с AGM аккумуляторами.

Следует более подробно рассказать о том, как правильно заряжать EFB аккумулятор, расположенный в подкапотном пространстве автомобиля.

Всё начинается с поиска подходящего ЗУ. Специалисты сходятся во мнении, что зарядные устройства должны быть одного из 2 типов:

  • автоматические двухступенчатые;
  • автоматические трёхступенчатые.

Рабочие характеристики выбираются, исходя из того, какими параметрами обладает батарея.

Выбирайте максимальное напряжение не более 14,4 В, а ток подбирайте 10% от номинальной ёмкости аккумулятора.

Сама технология зарядки не предусматривает ничего сложного.

Здесь требуется выполнить такие рекомендации, прежде чем определить, каким напряжением вы будете заряжать свои EFB автомобильные аккумуляторы. Сначала подготовка. Для этого нужно:

  • снять клеммы с АКБ под капотом автомобиля;
  • извлечь батарею;
  • перенести её в тёплое место (около 20 градусов Цельсия) с хорошей вентиляцией;
  • очистить корпус от загрязнений;
  • дать постоять 3–4 часа, чтобы батарея дошла до комнатной температуры;
  • подключить клеммы зарядного устройства;
  • настроить параметры ЗУ;
  • подключить зарядное устройство в розетку.

Заряд аккумуляторной батареи

Самое время поговорить про ток и используемое напряжение для зарядки EFB аккумулятора.

В процессе зарядки нельзя использовать ускоренный режим, и ни в коем случае не допускается работа при открученных пробках.

Если это двухступенчатый режим, тогда схема будет такой:

  1. На первом этапе АКБ заряжается постоянным током. Нужно взять 10% от ёмкости аккумулятора. Напряжение будет изменяемое. Это позволяет выполнить основной набор ёмкости.
  2. На втором этапе проводится дозаряд. Ток снижается до 5% от ёмкости, и используется режим постоянного напряжения. Оно составит 14,4 В.

Есть вариант с использованием трёхступенчатой зарядки.

Здесь процесс несколько отличается:

  • для начала АКБ заряжается током 10–15% от ёмкости источника питания с растущим напряжением;
  • затем идёт этап подзарядки с постоянным напряжением 14,4 В и снижающейся силой тока;
  • последний этап называется буферным режимом, при котором постоянное напряжение составит 1–2,5% от ёмкости, а напряжение 13,4 В.

Рекомендуется использовать именно трёхступенчатую схему зарядки при работе с EFB аккумуляторами, что позволяет не допустить перезаряда батареи.

Все аккумуляторы, разработанные по той или иной технологии, обладают сильными и слабыми сторонами. Выбор нужно делать, исходя из требований, предъявляемых вашим автомобилем. Но не последнюю роль играют и финансовые возможности автовладельца. Покупка изначально качественной АКБ позволяет в перспективе экономить деньги, время и силы, затрачиваемые на ремонт и обслуживание источника питания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобильные аккумуляторы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector