От исправной работы аккумуляторной батареи зависит самое главное. Речь идёт о пуске двигателя. Не зря ведь автомобильные АКБ называют стартерными.
Задачи по питанию аудиосистемы и прочих потребителей, когда двигатель не заведён, тоже важны, но они играют второстепенную роль.
Большинство автомобилистов привыкли к классическим свинцово-кислотным батареям, внутри которых находится специальная жидкость. Но электролит бывает и гелеобразным. Появление технологии AGM позволило сделать большой шаг вперёд в плане качества, эффективности и работоспособности аккумуляторов. Но не все до конца понимают, что это такое.
Устройство аккумуляторов AGM
Такой тип аккумулятора как AGM появился сравнительно недавно. Это прекрасная альтернатива стандартным обслуживаемым АКБ, где нужно периодически открывать крышки, доливать электролит или просто дистиллированную воду.
Для начала стоит узнать, как расшифровывается понятие AGM аккумулятор. Дословно AGM — Absorbent Mat Glass. То есть это аккумуляторы, внутри которых используются абсорбирующие стеклянные маты.
Эта расшифровка во многом объясняет основную разницу между обычными АКБ и рассматриваемыми. Абсорбирующий электролитный раствор более устойчив к вибрациям, он позволяет устанавливать АКБ под различными углами, под наклоном и пр. Не опасаясь при этом, что жидкость выльется. Также применение такого варианта электролита сделало батареи более устойчивыми к температурным скачкам и увеличило число выдерживаемых циклов разряда-заряда.
Между пластинами электродов размещается тонкий слой из стекловолоконного материала. Его пропитывают примерно на 95% от объёма, который стекловолокно может в себе удерживать. Этот материал при укладке между пластинами немного сжимается и припаивается, чтобы он не смещался со своей позиции. Плотная упаковка волокна и пластин обеспечивает высокие показатели устойчивости к вибрациям.
Тонкие стеклянные волокна позволяют увеличить площадь рабочей поверхности, удерживающей в себе электролит в течение всего эксплуатационного срока. На состояние этих волокон не влияет электролит или кислота. Объём волокна увеличивается примерно на 2-5% за счёт пропитки.
Конструктивные особенности позволяют считать такие АКБ необслуживаемыми. Но чтобы поддерживать рабочее напряжение у AGM аккумулятора, всё же заряжать такие девайсы придётся. Хотя процедуры по доливке воды, электролита, проверке плотности исключены.
Одной из особенностей AGM является низкое внутреннее сопротивление. За счёт этого АКБ выдаёт постоянный ток даже в состоянии сильного разряда.
Плюс эти батареи заметно меньше подвержены такому эффекту как сульфатация. То есть AGM могут длительное время находиться в разряженном состоянии, не опасаясь серьёзных последствий. Но чем глубже заряд, тем интенсивнее будет сокращаться ресурс батареи. Жизненный цикл может составлять от 500 до 1300 циклов разряда-заряда.
Понимая, что должно означать наличие надписи AGM на аккумуляторной батарее, стоит также изучить особенности работы.
Принцип работы
Вы уже примерно понимаете, что собой представляет технология AGM и как она реализована в аккумуляторных батареях.
Принцип работы основан на протекающих электрохимических процессах. Здесь особых отличий от стандартных WET аккумуляторов (свинцово-кислотные) нет. Внутри находится свинец и кислота в составе электролита. Просто последний связан за счёт стекловолоконных матов. При этом электролит и свинец вступают в реакцию, выделяя воду и сульфат свинца. Когда АКБ заряжается, происходит обратный процесс. Отличия появляются тогда, когда зарядный ток выходит за максимальные пределы.
При слишком высоком зарядном токе в жидкостных АКБ начинается электролиз, когда вода распадается на кислород и водород. Из-за этого такие батареи требуют периодической доливки.
Что же касается AGM, то здесь газы удерживаются внутри герметичного корпуса, пока давление не превышает допустимые значения. Если давление выше, тогда задействуют предохранительные клапаны. Они сбрасывают лишнее давление.
При соблюдении правил эксплуатации, срок службы AGM аккумуляторов будет достаточно внушительным. Производители могут заявлять около 8-10 лет службы. Но если не придерживаться рекомендаций, то тогда ресурс начнёт постепенно сокращаться. Но справедливо будет сказать, что AGM работают заметно дольше, нежели WET. Но и цена у них разная.
Рекомендации по эксплуатации
Есть несколько советов и правил, позволяющих продлить срок службы, увеличить ресурс AGM батарей под капотом вашего автомобиля.
Весь смысл сводится к выполнению следующих наставлений:
- в качестве профилактики перед установкой АКБ рекомендуется провести уравнительный заряд;
- если используется несколько АКБ, их ёмкость должна быть одинаковой;
- старайтесь избегать глубокого и длительного разряда, поскольку сульфатация всё равно происходит;
- при длительном хранении важно соблюдать температурный режим, который в идеале составляет 18-25 градусов Цельсия;
- хранить такие АКБ в разряженном состоянии не рекомендуется;
- если планируется длительное хранение, хотя быть раз в 5-6 месяцев батарею следует ставить на зарядное устройство;
- температура хранения выше 25 градусов ведёт к увеличению саморазряда;
- сверлить отверстия, чтобы долить электролит, ни в коем случае нельзя.
Это простые, но важные для выполнения рекомендации.
Преимущества и недостатки
Как видите, технология AGM, применяемая в аккумуляторных батареях, имеет некоторые отличия в сравнении с классическими свинцово-кислотными устройствами.
Чтобы как-то подвести итоги, стоит рассмотреть главные особенности, плюсы и минусы, которыми можно охарактеризовать AGM аккумулятор при его использовании для автомобиля.
В равной степени выделить преимущества и недостатки довольно сложно. Слабых сторон у аккумуляторов типа AGM не так много. Среди них можно выделить такие:
- достаточно большой вес за счёт использования свинца;
- ограниченное число зарядов-разрядов;
- чувствительность к перенапряжению;
- невозможность повлиять на количество электролита;
- повышенные требования к зарядным устройствам;
- высокая цена.
Насколько эти минусы можно считать значимыми — вопрос очень спорный. Единственный нюанс заключается в подборе зарядного устройства. Здесь действительно обычные зарядки с ручным управлением не подойдут.
Что же касается положительных качеств, то они такие:
- полностью герметичный корпус;
- отсутствие жидкого электролита;
- возможность размещать АКБ в любом положении;
- вода практически не испаряется, кроме сброса аварийного давления;
- для пластин применяют очищенный высококачественный свинец;
- улучшенные характеристики в сравнении с WET технологией;
- устойчивость к разряду;
- ускоренная зарядка;
- улучшенные значения пускового тока;
- солидный ресурс и пр.
Практически по всем параметрам, если не считать стоимость, AGM превосходят более бюджетные WET аналоги.
Требования к ЗУ
Перед тем как начать заряжать свой AGM аккумулятор, под него следует подобрать соответствующее зарядное устройство.
Это можно считать условным недостатком, но покупка современного ЗУ даёт намного больше преимуществ. Им можно заряжать не только AGM, но и любые другие типы АКБ.
Соответствующие зарядки для AGM аккумулятора должны отвечать таким требованиям:
- Функция изменения зарядного тока. У дешёвых ЗУ её нет. Зарядный ток выбирают строго в соответствии с рекомендациями производителя. При его превышении АКБ быстро выйдет из строя.
- Компенсация температурного режима. У качественных ЗУ есть температурный контроллер. Датчики следят за температурой батареи. Если компенсация отсутствует, баланс нарушается, температура выходит за пределы разрешённой. Как результат, снижение ресурса.
- Зарядка неизменным напряжением. Ещё одна желательная функция, которая есть не на всех ЗУ.
- Система охлаждения. Защищает от перегрева, принудительно запускает процесс охлаждения заряжаемого устройства.
- При подключении сначала щупы ЗУ соединяются с клеммами АКБ. Только потом ЗУ подключается в сеть. Что же касается того, каким током следует заряжать свой AGM аккумулятор, то сначала ставится 0 А. А затем по рекомендациям производителя. Это от 10 до 30% от номинальной ёмкости, указанной на корпусе.
- После завершения подключения подаётся ток заряда. Его сила составляет 10-30% от ёмкости. За процессом заряда следует постоянно следить.
Если процесс протекает правильно, то постепенно параметры напряжения начнут расти, а ток уменьшаться. Когда ток упадёт до нулевого значения, зарядный процесс завершён.
Как выполняется зарядка
Теперь более подробно о том, как зарядить свой подсевший AGM аккумулятор и какие методы для этого используются.
Есть 3 основных варианта.
Первый — классический. Если вы знаете, как правильно заряжать свинцово-кислотный аккумулятор, с AGM накопителем не возникнет никаких проблем. Просто соединяете его с современным ЗУ и ждёте, пока процесс автоматически завершится. Такую зарядку ещё называют одноступенчатой. Но для постоянного применения не рекомендуется. Актуален лишь тогда, когда следует быстро восстановить заряд АКБ. Зарядный ток будет 10-30% от ёмкости, а напряжение 13,2-13,8 В.
Самой эффективной считается 3-ступенчатая зарядка. Хотя сами производители АКБ обычно об этом не говорят. Это объясняется сложностью зарядного процесса.
Следует уточнить, что нужно знать о технологии 3-ступенчатой зарядки, обслуживая AGM аккумуляторы.
Выполняется процедура в 3 шага:
- Сначала идёт основная зарядка напряжением 14,2-14,8 В. Зарядный ток ставится на 10-30% от ёмкости.
- Далее идёт накопительный этап. Здесь напряжение остаётся тем же, но зарядный ток снижается до 10%, не более.
- Завершается зарядка этапом плавающего заряда. Ток не меняется, напряжение снижается до 13,2-13,8 В.
Самостоятельная зарядка и обслуживание, когда речь идёт про AGM аккумулятор, выполняется 2-ступенчатым циклом. Именно его советуют применять изготовители.
Первый шаг. Подаётся напряжение 14,2-14,8 В. Зарядный ток составляет 10-30% от ёмкости АКБ. Второй шаг. Накопительный цикл пропускают и сразу переходят на плавающий. Здесь требуется снизить напряжение от 13,2-13,8 В.
Есть несколько факторов, которые пока не позволяют AGM устройствам превзойти по популярности и распространённости классические WET АКБ. Но основным из них выступает именно стоимость.
Если вы готовы потратить такую сумму, то переход на AGM аккумулятор себя в полной мере оправдает.
Не зря говорят: «Скупой платит дважды!». А в моем случае и даже трижды. Купил аккумулятор первый он отработал у меняя менее месяца, во втором за пару суток перестал крутить стартер, а в третьем к концу сезона скончался.
Ох, с покупкой машины приходится узнавать много чего нового. Хорошо, что есть много друзей и знакомых, которые мне сильно помогают.