Есть ряд примеров, когда автомобилист покупает новую машину, несколько лет её эксплуатирует, после чего продаёт. Особой потребности в покупке нового аккумулятора не возникает, поскольку большинство из них служат по 4-5 лет минимум. Некоторые отлично работают и 6-8 лет.
Но если авто длительное время находится в эксплуатации либо приобретается подержанное транспортное средство, старая батарея выходит из строя. Требуется замена. Возникает закономерный вопрос о том, что приобрести.
Существует внушительное количество разнообразных АКБ. Всё чаще упоминаются такие понятия как GEL и AGM. Но основную массу пока занимают батареи с надписью WET на корпусе.
Если вы думаете, что это какая-то новая технология, то это не так. Следует узнать, что же означает WET и о каких АКБ идёт речь.
Что это такое
Полное название технологии звучит как WET Cell Battery. Перевести можно как батарея мокрых ячеек.
И автолюбителей интересует, что же это такое WET аккумуляторы и чем они отличаются от остальных.
WET АКБ являются классическими батареями свинцово-кислотного типа, внутри которых находится жидкий электролит, состоящий из дистиллированной воды и серной кислоты.
То есть тут речь идёт о самых распространённых, привычных большинству батареях, до сих пор не теряющих своей популярности на рынке. Хотя с точки зрения эффективности и рабочих характеристик, усовершенствованные технологии GEL и WET по большинству параметров превосходят WET. Высокий уровень спроса у рассматриваемых батарей можно объяснить их ценовой доступностью.
Понятие WET не является аббревиатурой. Поэтому расшифровка здесь не требуется. В переводе с английского это означает мокрый либо жидкий. Это в полной мере отображает суть батареи. Ведь внутри неё находится жидкий электролит, который за счёт электрохимических процессов и взаимодействия со свинцовыми пластинами обеспечивает пусковой ток.
Существует 2 вида WET АКБ. Это обслуживаемые и необслуживаемые.
К обслуживаемым относят жидкостные батареи сурьмянистого, малосурьмянистого и гибридного типа. Их отличительная особенность заключается в том, что на корпусе предусмотрены специальные крышки, открывающие доступ к банкам АКБ. Это позволяет при необходимости снять колпачки и через открытые отверстия долить внутрь батареи дистиллированную воду либо же электролит.
Что же касается необслуживаемых WET батарей, то их корпус герметично запечатан. Сюда относят кальциевые АКБ. В них добавлять воду или электролит в течение всего срока эксплуатации не нужно. Конструкцией это не предусмотрено, крышки отсутствуют.
Отличия от GEL и AGM
Выбирая новую аккумуляторную батарею, проводится сравнение различных существующих вариантов.
Автомобилисты, привыкшие к старым технологиям, даже не смотрят в сторону GEL или AGM, считая, что отсутствие доступа к банкам — это странно.
Но всё же такой тип автомобильного аккумулятора как WET заметно отличается от двух других технологий. Причём он им заметно уступает.
Сравнение с AGM
Это только необслуживаемые АКБ, имеющие герметичный корпус. Электролит заливается в стекловолоконные маты, из-за чего пролить жидкость становится невозможно. Электролит пропитывает этот материал.
Часто AGM АКБ называют гелевыми, но это не совсем так. Гелевые и AGM относятся к группе клапанно-регулируемых свинцово-кислотных батарей. Это клапана сбрасывают избыточное давление при необходимости.
На положительных пластинах используется сплав из свинца, кальция и олова. На отрицательных только свинец и кальций. Главное отличие от WET заключается в технологии замещения газов. У AGM работа основана на цикле обмена кислорода. Здесь кислота постоянно остаётся внутри корпуса за счёт стекловолоконных перегородок. Вода преобразуется в кислород и водород, но затем опять соединяется и превращается в воду. Это позволяет исключить расход жидкости.
AGM аккумуляторы отличаются повышенной устойчивостью к высоким температурам, не нуждаются в обслуживании, имеют высокие показатели пускового тока, если сравнивать с классическими WET АКБ.
Активно AGM применяются на машинах с гибридными силовыми установками. Но также они прекрасно подходят для автомобилей с обычными ДВС. Просто некоторые автомобилисты не готовы переплачивать.
Сравнение с GEL
Также важно сопоставить WET и GEL технологии, сравнив их между собой.
У гелевых АКБ, в маркировке которых присутствует надпись GEL, используют электролит в гелеобразном агрегатном состоянии. Он не проливается, что позволяет ставить их под разным углом и наклоном.
Обязательным требованием для WET АКБ является установка на ровной горизонтальной поверхности.
То есть банки должны располагаться строго вертикально, чтобы исключить возможные утечки рабочей жидкости. В случае с гелем это не важно. Даже если перевернуть их вверх дном, работа продолжится. Хоть и делать так не рекомендуется.
Гелевые АКБ являются только необслуживаемыми. То есть здесь отсутствуют крышки для доступа к банкам, заливать электролит или дистиллированную воду не приходится.
Состав геля несколько отличается. Да, здесь также используется дистиллированная вода и серная кислота. Сами пластины выполнены из свинца с добавлением компонентов, увеличивающих сопротивление сульфатации и продлевающие срок службы. Но также применяется загуститель. Это позволяет приобретать состояние геля, вязкой массы.
Если не считать стоимость, по большинству параметров GEL технология превосходит WET.
Как выполняется зарядка WET АКБ
Ничего сложного в том, чтобы зарядить WET АКБ, нет. Для этого нужно лишь соблюдать некоторые правила и последовательно выполнять все операции.
Пошагово инструкцию по зарядке можно представить в таком виде:
- сначала батарея демонтируется со своего посадочного места;
- корпус батареи и клеммы желательно очистить от загрязнений и окислов при их наличии;
- откручиваются пробки, применяемые для заливки дистиллированной воды или электролита;
- если уровень рабочей жидкости нормальный, полностью откручивать и убирать крышки не обязательно;
- открытие крышек требуется, чтобы из аккумулятора выходили газы в процессе зарядки;
- при подключении АКБ к зарядному устройству строго соблюдается полярность;
- минусовой щуп соединяется с минусом АКБ, а плюс идёт на плюс;
- первой подключается именно плюсовая клемма, а затем минусовая, чтобы избежать появления искры;
- лишь после соединения АКБ и зарядного устройства, последнее подключается к источнику питания (включается в розетку);
- на батарею подаётся зарядный ток номиналом 10% от ёмкости батареи.
Параметры зарядного устройства задаются исходя из характеристик самого аккумулятора, его состояния, степени разряда.
Лучше всего пользоваться автоматическими современными ЗУ. Они самостоятельно подбирают параметры и отключаются, когда заряд полностью восстанавливается.
В случае со старыми зарядными устройствами все значения выставляются вручную. Приходится постоянно контролировать процесс восстановления АКБ.
Подводя итоги
Можно сделать несколько выводов относительно автомобильных аккумуляторов, изготовленных по WET технологии. А именно:
- пока это самый распространённый вид батарей, несмотря на появление более совершенных аналогов;
- главным козырем WET аккумуляторов является их доступная цена;
- выбор рекомендуется делать в пользу необслуживаемых моделей;
- процесс зарядки сопровождается строгим соблюдением техники безопасности;
- чтобы поддерживать АКБ в рабочем состоянии, нужно следить за уровнем электролита, проверять его плотность и при необходимости заряжать с помощью ЗУ.
WET технология считается устаревшей. Но она всё ещё не утратила своей актуальности.
Сурьмянистые и малосурьмянистые WET АКБ требовательны к своему обслуживанию и содержанию. Поэтому в приоритете покупка именно необслуживаемых кальциевых свинцово-кислотных аккумуляторов.
Как-то купил абсолютно новый аккумулятор с такой технологией в магазине и сразу на помойку, подкупила дешевая цена, и как оказалось очень зря. Ну что, будет мне урок.
Очень даже не устаревшая технология! И по сей день очень много людей используют именно такие аккумуляторы.