Автомобилисту стоит очень хорошо подумать, прежде чем выбрасывать старый аккумулятор. Просто отправлять АКБ на свалку нельзя. Это устройство, требующее специальной утилизации.
Внутри пластикового корпуса содержится определённое количество металла под названием свинец. Он далеко не дешёвый, что позволяет заработать на его сдаче. Во многом из-за ценности свинца при сдаче АКБ на утилизацию ещё и платят деньги.
Активно работают отдельно взятые люди и целые компании, основная деятельность которых связана со скупкой старых свинцовых батарей. Они извлекают оттуда металл и зарабатывают на его дальнейшей перепродаже.
Вопрос в том, стоит ли сдавать АКБ в утиль, либо выгоднее самостоятельно разобрать устройство, извлечь оттуда свинец и продать как цветной металл. Ответ во многом зависит от того, сколько именно металла можно извлечь из батареи.
Зачем извлекают свинец
Закономерно будет поинтересоваться тем, для чего именно из старых АКБ извлекается свинец.
Важно понимать, что батарея, которая пережила длительный эксплуатационный срок, наверняка сильно пострадала в результате десульфатации. Для производства новых АКБ такой металл используют в небольшом количестве.
Главной и фактически единственной причиной извлечения из батареи металла является желание заработать на этом. Свинец достаточно тяжёлый, при небольших габаритах он составляет весьма внушительную массу. Это делает его выгодным для сдачи. Плюс свинец высоко ценится в пунктах приёма цветных металлов.
В дальнейшем извлечённый материал может применяться в различных сферах и отраслях. Среди них:
- изготовление простых моделей аккумуляторов;
- создание источников питания для разных устройств, бытовой техники;
- производство рыболовных снастей, в основном грузил;
- добавление в лакокрасочные материалы для улучшения характеристик и пр.
Есть множество вариантов применение свинца от старых автомобильных аккумуляторов. Сдав АКБ просто целиком на утилизацию, можно заработать намного меньше, нежели на сдаче чистого металла. Но его ещё придётся добыть.
Содержание свинца
Когда речь заходит о свинцово-кислотных батареях, у множества автомобилистов сразу же возникает мысль о том, что всё внутреннее содержимое, если не считать электролит, представлено в виде чистого свинца.
На самом деле это не так.
Лишь около 20% от общей массы сплава приходится на чистый свинец. Всё остальное – это добавки других металлов и оксиды.
Это всё равно не позволяет найти ответ на вопрос о том, сколько же свинца будет в аккумуляторе на 55 Ач или те же 75 Ач. Да, ёмкость здесь играет одну из ключевых ролей.
Если изучить состав АКБ, можно будет примерно понять, сколько ценного металла содержится в автомобильных аккумуляторах. Взяв за основу полный вес батареи, в процентах он распределяется так:
- примерно 20% общей массы занимает электролит, то есть смесь из кислоты и дистиллированной воды;
- ещё 10% будут занимать корпус из пластика, пластиковые элементы, перегородки и прочие, не представляющие особой ценности, составляющие;
- 60–70% приходится на свинец, сплавы, оксиды и пр.
Содержащийся внутри металл не является чистым свинцом. На него приходится лишь 20–30% от общей массы металла.
Стоит рассмотреть несколько примеров того, сколько килограммов свинца будет в автомобильном аккумуляторе той или иной ёмкости:
- 55 Ач. Интересно, сколько получится чистого свинца, если в аккумуляторе ёмкость составит 55 Ач. Общая масса такой батареи примерно 15 кг. Из них на металлические компоненты приходится не более 10–11 кг. Не имея специального оборудования, получить можно до 3,5 кг цветного металла.
- 60 Ач. Очень популярная ёмкость. Металл занимает порядка 12 кг, но самому получится извлечь до 4 кг.
- 75 Ач. При такой ёмкости из 15 кг сплавов самостоятельно извлекается до 4,5 кг свинца.
- 90 Ач. Здесь металл может занимать 19 кг от общего веса. А вот самого свинца – до 5,5 кг, если пытаться добыть его самостоятельно.
- 190 Ач. Внушительная ёмкость с металлическими составляющими на 30 кг. В чистом виде получится не более 9 кг свинца.
Так примерно можно посчитать, сколько в том или ином аккумуляторе будет искомого драгоценного компонента. Интересно, что в маленькой АКБ на 55 Ач доступно порядка 3,5 кг свинца, а в крупной батарее на 90 Ач буквально на 1,5–2 кг больше.
Это позволяет уверенно говорить о том, что работать с небольшими АКБ намного выгоднее. Процент содержания чистого свинца в них больше.
Существует специальная таблица, по которой можно определить примерное содержание свинца в тех или иных аккумуляторных батареях. Хотя та же таблица порой способна указать на количество содержащегося в аккумуляторных автомобильных батареях металла, многое зависит от того, как именно он будет извлекаться.
Далеко не все автомобилисты решаются браться за такую работу своими руками. Это не так просто, плюс потенциально опасно.
Но те, кто знает стоимость чистого свинца, содержащегося в аккумуляторе, в пунктах приёма, понимает, сколько денег он может выручить за счёт утилизации либо же путём его сдачи без посредников.
Практика показывает, что наиболее ходовыми и востребованными остаются АКБ, ёмкость которых составляет от 55–60 до 75 Ампер*часов. Примерно прикинув, сколько килограмм качественного свинца из них можно извлечь, многие решаются заняться разборкой и получением действительно неплохой прибыли.
Как самостоятельно получить свинец
Если говорить про АКБ советского образца, то здесь не возникало проблем с тем, как разобрать на части старую батарею, поскольку конструкция у них была разборная. Делалось это для того, чтобы одну батарею можно было использовать длительное время, просто меняя изношенные компоненты.
Но затем ситуация изменилась, и батареи стали необслуживаемыми, неразборными. Да, часть АКБ всё ещё остаётся с открытым доступом к банкам. Но существенно на возможность легко и быстро разобрать батарею это не влияет.
Сам процесс получения свинца предусматривает использование таких инструментов и материалов:
- перчатки и очки;
- лобзик с насадкой по металлу;
- пассатижи;
- болгарка;
- отвёртки;
- зубило;
- молоток;
- мощный паяльник;
- дрель или шуруповёрт.
При разборе АКБ важно строго придерживаться техники безопасности, защищать кожу и слизистые.
Это обусловлено внутренним содержимым аккумулятора. Речь идёт об электролите, который изготавливается на основе воды и серной кислоты.
Последовательность выполнения процедуры добычи можно описать следующим образом:
- Для начала определите, какой у вас тип АКБ, обслуживаемый или нет. Если да, на корпусе будут предусмотрены пробки. Если это необслуживаемая батарея, отверстия для слива электролита придётся делать самостоятельно.
- Сверлить пластиковый корпус лучше в нижней части. Так не придётся переворачивать тяжеловесную батарею, и электролит выйдет в полном объёме.
- Теперь, когда электролит слит, необходимо тщательно промыть внутренности обычной водой. Дистиллят здесь использовать уже необязательно.
- С помощью болгарки или лобзика срежьте верхнюю крышку по всему периметру корпуса. Достаньте крышку, получив тем самым доступ к пластинам.
Всё лишнее вырезается и удаляется. Ряд компонентов особой ценности не представляют. Основной интерес представляет именно свинец.
Выплавить ценный металл в чистом виде можно в домашних условиях, используя газовую или электрическую плиту. Это связано с тем, что у свинца достаточно маленькая температура плавления.
Но если речь идёт о разных сплавах и соединениях, тут потребуются набор химических реагентов и оборудование, способное обеспечить нагрев примерно до 700–1000 градусов Цельсия.
В АКБ содержится не более 20% чистого свинца, который можно путём термообработки выплавить в домашних условиях. Это клеммы, мостики и решётки.
Потому самостоятельно из АКБ обычно извлекают порядка 3–4 кг, если речь идёт об аккумуляторах ёмкостью 50–75 Ач.
Насколько это целесообразно
Учитывая все перечисленные выше моменты, возникает вопрос о целесообразности самостоятельной добычи свинца. Неужели это настолько выгодно, либо будет правильнее просто сдать целиком АКБ в пункт утилизации.
Раньше было не так просто сдать батарею в утиль и получить за неё хоть какие-то деньги. Потому автомобилисты, чтобы не оставаться в убытке, самостоятельно делили аккумулятор на части, пытаясь извлечь из него драгоценный свинец.
Сегодня работает большое количество компаний и частных лиц, занимающихся скупкой старых АКБ для их последующей переработки. Да, в теории вы получаете намного меньше денег, нежели бы могли выручить при полном извлечении всего свинца из источника питания. Но максимум, что можно сделать в домашних условиях, это выплавить буквально 2–3 кг. Реально же в батарее содержится по 5–10 кг чистого металла. Сдавая батарею в утилизацию, вы получаете выгоду. Плюс избавляете себя от необходимости сталкиваться с опасной кислотой, тратить кучу времени и сил на разборку аккумулятора, плавление свинца и пр.
Своей батарее ставлю высокую оценку, не подводила никогда. Интересно было узнать за свинец, спасибо за информацию.
Супер, статья очень интересная, спасибо! Кстати обычно сдаю чермет и цветмет.