Основным веществом, являющимся инициализатором и субъектом электрохимических реакций, происходящих в аккумуляторной батарее автомобиля, является электролит. Это водный раствор серной кислоты, способный осуществлять накопление электрического заряда при зарядке и отдачу его потребителям при подключении внешней нагрузки.
Чтобы АКБ прослужила не менее заявленного производителем срока, за ней нужно ухаживать – регулярно проверять уровень электролита и при необходимости осуществлять его доливку.
Что такое электролит
Раствор, состоящий из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты, представляет собой жидкость, которая не только является проводником тока, но и способна вступать в реакцию с пластинами аккумулятора с выделением электроэнергии или с её накоплением и преобразованием в потенциальную химическую энергию.
Поскольку в результате связывания или высвобождения кислотного остатка концентрация соляной кислоты в электролите изменяется, это становится причиной нестабильности плотности жидкости. Длительное снижение доли кислоты или дистиллированной воды, а также общего объёма электролита обладает целым рядом негативных последствий:
- постепенной и необратимой потерей ёмкости батареи;
- сульфатацией пластин, уменьшающих срок эксплуатации устройства;
- изменение температуры замерзания воды в электролите (особенно актуально для северных регионов);
- увеличение тока саморазряда АКБ.
Функции электролита в аккумуляторе
Чтобы понять, за что отвечает электролит в аккумуляторной батарее, необходимы хотя бы минимальные знания того, как функционирует АКБ. Итак, схематически батарею можно представить в виде корпуса, в котором попарно установлены 12 пластин, положительных и отрицательных, разделённых на 6 секций. В каждой секции – одна положительная пластина, или анод, и отрицательная – катод.
К этим электродам подсоединены токоотводящие решётки. На аноде – с нанесённым на решётку диоксидом свинца, на катоде – с чистым свинцом в виде порошка.
Сам аккумулятор может пребывать в трёх режимах:
- нейтральном, когда он находится не под нагрузкой и на него не поступает ток с генератора;
- в режиме разряда, когда необходимо подать электричество на стартер для пуска двигателя;
- в режиме зарядки – при работающем генераторе, если АКБ ещё не зарядился полностью.
При разряде батареи на аноде диоксид свинца вступает в реакцию с электролитом, образуя сернокислый свинец и воду, на аноде чистый свинец связывается с сернокислым остатком, образуя тот же сернокислый свинец.
Обе реакции сопровождаются выделением ионов, которые и формируют электрический ток, поступающий на положительный вывод аккумулятора.
При зарядке батареи происходят обратные реакции с образованием серной кислоты. В результате чего плотность жидкости возрастает, а вместе с ней – его потенциальная химическая энергия.
Таким образом, без электролита эти процессы не происходили бы.
Какой уровень электролита нужен в автомобильном аккумуляторе
Прежде чем переходить к обсуждению вопроса о необходимом уровне электролита в автомобильном аккумуляторе, отметим, что эта жидкость практически целиком характеризуется двумя важными показателями:
- плотностью или соотношением кислоты к дистиллированной воде;
- уровнем электролита.
От плотности зависят токогенерирующие свойства аккумулятора, уровень электролита важен в том плане, что его избыток или недостаток ускоряют разрушение пластин. Чтобы не допустить проявления таких процессов, необходимо регулярно проверять уровень электролитической жидкости в АКБ, а также её плотности. Это достаточно простые процедуры, не требующие наличия специальных знаний и использования дорогостоящих инструментов или приспособлений.
Достаточно знать, как зависит объём водного раствора серной кислоты от такого параметра, как ёмкость аккумулятора.
Отметим, что ёмкость батареи указывается на её маркировке, и хотя для каждой конкретной модели производитель рекомендует использование АКБ определённой ёмкости, никто не запрещает ставить на машину более ёмкую батарею – если позволит посадочное место. А вот обратное утверждение несправедливо: если для вашего авто подходит 60-амперная батарея, то о приобретении более дешёвой 55-амперной вы очень скоро пожалеете: её производительности будет не хватать для пуска мощного двигателя.
В настоящее время на рынке представлены батареи в диапазоне мощностей от 55 до 190 А*час, при этом для легковых ТС наиболее употребительными считаются батареи 55-75 А*час.
Сколько электролита нужно для аккумулятора на 55 А*час (это один из наиболее распространённых типов АКБ, используемых в машинах начального и среднего уровней)? Если говорить о готовом электролите, то 2,5 литра.
Сколько литров электролита нужно для 60-ампернорго аккумулятора, зависит от его конструкции, в большинстве случаев – от 2,7 до 3 литров. В 75-амперные батареи заливается 3,8-4,0 литров электролита, в 90-амперные – от 4,5 до 4,8 литров электролитической жидкости. Самые мощные 190-амперные батареи, используемые на тяжёлых грузовиках и специальной технике, требуют заливки 10 и более литров жидкости.
Но норма электролита и его уровень в аккумуляторе автомобиля – это несколько разные понятия. Зная норму, вы сможете залить необходимое количество раствора серной кислоты в новый сухозаряженный аккумулятор, но для большинства моделей периодически будет требоваться доливка электролита.
А для этого необходимо научиться определять его уровень.
Как проверить уровень электролита в аккумуляторе
В ряде случаев эта задача существенно упрощается: некоторые модели имеют на корпусе отметки Min/Max, которые позволяют легко определить, требуется ли доливка или удаление лишней жидкости.
Но если корпус батареи выполнен из непрозрачного пластика, такие отметки окажутся бесполезными. Вы просто не сможете сопоставить реальный уровень жидкости с этими отметками, заглядывая внутрь АКБ через заливные отверстия.
Но выход есть – использование любой стеклянной трубки вне зависимости от диаметра, лишь бы оба конца были не запаянными. Вместо стекла можно использовать любой другой прозрачный материал, хотя бы тот же пластик. Например, подойдёт пустой стержень от шариковой ручки или коктейльная трубочка.
Опишем процедуру, как определить уровень электролита в автоаккумуляторе посредством такого нехитрого инструмента:
- откручиваем и снимаем пробки заливных отверстий;
- опускаем по очереди нашу трубку в каждую банку, пока она не коснётся верхнего края пластины;
- в этот момент зажимаем пальцем верхнее отверстие и вынимаем наш импровизированный измерительный прибор;
- та жидкость, которая останется в трубке, показывает расстояние от уровня электролита до пластин, в норме оно должно составлять 10-12 мм.
Наши дальнейшие действия зависят от полученных результатов. Если электролита недостаточно, его нужно долить (или готовым электролитом, или дистиллированной водой, но об этом чуть позже). Если же уровень превышает 1,2 см., лишнюю жидкость необходимо откачать.
Если у вас необслуживаемая АКБ, доступ к банкам вышеизложенным способом получить невозможно, то есть проверить уровень жидкости обычным способом не получится. Но большинство таких моделей оснащено либо индикатором уровня электролита, либо метками на корпусе.
Почему важно контролировать уровень электролита
Выход за пределы нормального уровня вреден в любом случае. Если электролита в батарее больше нормы, это создаст оптимальные условия для кипения жидкости при перезаряде с возможностью её выливания наружу.
Но более опасной является ситуация, когда в результате этого процесса вверху батареи буду скапливаться газы, которые, пребывая под высоким давлением, могут спровоцировать взрыв АКБ.
Когда электролита в аккумуляторе мало, последствия тоже будут не самыми благоприятными:
- повышается риск оголения пластин, например, при стоянке автомобиля на наклонной плоскости. А это приводит к их ускоренной сульфатации и разрушению;
- при низком уровне происходит падение номинальной ёмкости батареи с соответствующим сокращением срока эксплуатации.
Что делать при недостаточном или чрезмерном уровне электролита
При превышении уровня электролит откачивают резиновой грушей с достаточно длинным носиком. Работать нужно аккуратно, не забывая, что вы имеете дело с раствором серной кислоты. После каждой такой операции выполняется новое измерение уровня, и в случае необходимости процедура повторяется.
Если электролита меньше нормы, следующий шаг – определение его плотности. От этого зависит, что доливать в батарею, готовый раствор или дистиллированную воду.
Перед замером плотности АКБ следует полностью зарядить. Нормальный показатель – 1,27-1,29 г/см3.
Если плотность оказалась повышенной, от 1,3 г/см3 и выше, то нужно разбавить жидкость дистиллированной водой, ибо таким способом вы уменьшите долю более плотной кислоты и уменьшите показатель плотности. После доливки снова измеряем плотность, и если нужно, доливаем ещё дистиллянта, следя и за уровнем электролита (при превышении – откачиваем грушей).
А что делать, если плотность оказалась ниже нормы? Можно ли доливать электролит в аккумулятор? Или поднимать плотность можно с помощью серной кислоты? Второй вариант категорически не рекомендуется, поскольку при попадании в электролит кислота бурно реагирует с водой, и этот процесс может сопровождаться брызгами.
Так что остаётся либо доливка готовой жидкости, либо полная его замена. Первый вариант подходит, когда плотность находится в пределах 1,20-1,27 г/см3, при меньших значениях более правильным будет слив старого электролита и замена его свежей и чистой жидкостью.
Как правильно доливать электролит в аккумулятор:
- откачиваем из каждой банки с помощью груши некоторое количество старой жидкости и заливаем половину свежего, приобретённого в автомагазине;
- легонько встряхиваем АКБ и снова измеряем плотность;
- если она всё ещё меньше нормы, повторяем предыдущие шаги.
А что делать, если аккумулятор держит заряд всего полчаса, а подзаряжается 12 часов?
Была такая же ситуация и по совету знакомого я решил просто поменять его, а не думать над решением проблемы.
Замена электролита при недостатке плотности — действие сомнительное. Выкипает только вода!
Серная же кислота оседает на пластинах в виде сульфата.
Если никак не получается отделить сульфат от пластин и снова перевести его в кислоту — мучаться с этим аккумулятором — не стоит.
Имеет смысл только при полном отсутствии нового (хоть как-то) подходящего в продаже.