Даже в самые благополучные времена фактор стоимости всегда занимал одно из ведущих мест при покупках любых товаров. Сейчас, во времена экономической нестабильности, он уверенно вышел на первое место. Вопросы качества, функционала, технические характеристики товара – всё это сегодня уже второстепенно.
Затронула эта тенденция и автомобильную отрасль. Вместо АКБ Bosh и других известных мировых брендов российский потребитель начал активнее присматриваться к продукции отечественного производства. И не напрасно, поскольку в основной массе такие аккумуляторы, обладающие существенно более низкими ценниками, оцениваются в Старом свете как продукция «среднеевропейского уровня».
На сегодня рынок аккумуляторов в РФ оценивается в 15 миллионов батарей. Около 10% приходится на первичный рынок, остальное количество потребляется на вторичном рынке. Из этого количества около 80% АКБ производится для легковых ТС. Остальные 20% – для автобусов и грузового транспорта.
Аккумуляторные технологии
Было бы наивно полагать, что мощная аккумуляторная отрасль Российской Федерации сконцентрирована исключительно на продукции для автомобилестроения. Рынок аккумуляторов чрезвычайно ёмок – от изделий, применяющихся в быту (попробуйте подсчитать количество пультов в вашем жилище) до мощных аккумуляторов, используемых в народном хозяйстве. Не следует забывать и военную отрасль, финансирование разработок для которой всегда было на высоком уровне.
Зародившись в конце девятнадцатого столетия, отечественная отрасль производства аккумуляторов развивалась параллельно мировой, со своими скачками и падениями. На сегодня она обладает огромной производственной базой и не менее могучим потенциалом, поскольку вопросы автономизации всего и вся в последние десятилетия приобретают всё большую значимость.
Сравнивая продукцию иностранного производства и аккумуляторные батареи, изготовленные в России, можно констатировать, что качество АКБ российского производства постоянно растёт. Это положительно сказывается на динамике продаж батарей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Рассмотрим основные типы аккумуляторов, производимых в настоящее время на российских предприятиях:
- свинцово-кислотные;
- литиевые АКБ;
- гелевые;
- серебряно-цинковые;
- щелочного типа;
- никель-металлогидридные;
- AGM аккумуляторы;
- никель-цинковые;
- EFB батареи.
Рассмотрим краткие характеристики и сферу применения каждого из перечисленных видов батарей:
- Свинцово-кислотные АКБ по количественным показателям уверенно лидируют. Именно они составляют основу для автомобильной отрасли, немало их используется и в качестве резервных источников энергоснабжения. Отличаются отменной удельной мощностью и неплохим ресурсом.
- Литиевые батареи вместе с литий-ионными собратьями уверенно занимают второе место в этом списке. Именно они сегодня массово используются в сфере бытовых гаджетов (смартфоны, ноутбуки, планшеты).
- Гелевые батареи пока ещё не столь популярны, как свинцово-кислотные оппоненты, но использование вместо жидкого электролита гелеобразной субстанции даёт им немало преимуществ. Впрочем, имеющиеся недостатки (сложная технология изготовления, увеличивающая себестоимость готовых изделий) не позволяют им пока выйти на первые места. Кроме автомобильной промышленности, гелевые АКБ используются во внедорожной технике, на ветровых и солнечных электростанциях в качестве средств для накопления электроэнергии.
- Серебряно-цинковые АКБ – достаточно специфическая ниша. Обладая отличной энергоёмкостью и маленьким внутренним сопротивлением, они активно используются в космической, авиационной и военной отраслях.
- Основным достоинством щелочных аккумуляторов можно назвать их высокую энергоёмкость, благодаря чему они активно применяются для питания погрузчиков, складской и внутризаводской техники на электротяге.
- Никель-металлогидридные батареи являются разновидностью щелочных батарей, предназначенных для использования в бытовой технике. Хорошо всем знакомые батарейки типа «АА» или «ААА» – типичные представители данного класса.
- AGM батареи представляют собой автомобильные аккумуляторы нового поколения, в которых электролит удерживается в специальных стекловолоконных «конвертах», что позволяет существенно улучшить многие характеристики аккумуляторов, включая ресурс. По мнению экспертов, за ними – большое будущее.
- Никель-цинковые АКБ представляют собой обособленную разновидность никель-металлогидридных изделий.
- EFB батареи пока ещё не столь распространены, как гелевые и AGM аккумуляторы, но их рабочие характеристики сравнимы при меньшей себестоимости производства. Так что у них определённо имеется будущее.
Российские производители аккумуляторов
Большинство российских предприятий, специализирующихся на производстве аккумуляторов различного типа, ориентированы и на внутренний, и на внешний рынки. Мы составили рейтинг лучших производителей аккумуляторов в России и предлагаем вам ознакомиться с ним.
ЗАО МПКФ «Алькор»
Первое место заслуженно отдано тюменскому заводу, начавшему выпуск аккумуляторов в пластиковом корпусе в 1990 году. Впоследствии завод перешёл в собственность компании «Борн», занимавшейся ручной сборкой АКБ из комплектующих завода.
В 2000 году началось строительство сборочного цеха, который был запущен в 2004 году. Тогда же были возведены собственные очистные сооружения, позволившие получать качественно очищенную воду.
«Алькор» – первое отечественное предприятие, наладившее в 2009 году производство перспективных гибридных батарей. В 2014 году специалисты завода сумели внедрить при изготовлении стартерных батарей технологию PUNCH, позволившую существенно улучшить надёжность положительных токоотводов.
Предприятие оснащено высокотехнологичным оборудованием от ведущих зарубежных производителей, что и позволило «Алькор» возглавить список лучших аккумуляторных заводов России. Особенности аккумуляторных батарей, выпускаемых на предприятии:
- применяемые свинцовые пасты при изготовлении электродов гарантирует оптимальные сроки заряда батареи вне зависимости от погодных условий;
- использование кальциевых сплавов улучшило прочность пластин, снизив величину тока саморазряда и увеличив износостойкость электродов;
- сборочная линия итальянского производства гарантирует высочайшее качество пайки и сборки АКБ;
- тщательному контролю перед отправкой потребителю подвергается каждый произведённый аккумулятор;
- использование итальянской очистной установки позволило получить воду для электролита с отменными показателями чистоты.
Завод «АкТех»
На втором месте ТОП-7 российских производителей аккумуляторов для автомобилей – завод, изготавливающий аккумуляторы с 1934 года. Неоднократно менял наименования брендов, пока в 1999 году не произошло кардинальное обновление оборудования. С тех пор продукция предприятия знакома россиянам под брендом «АкТех». Линейка моделей постоянно пополняется, производство реформируется и расширяется. На сегодня это не только АКБ для легковых авто, есть изделия для грузовых ТС, для военной техники. Продукция завода поставляется и на внешние рынки.
Аккумуляторные технологии «АкТех»:
- Tetra Oxide Power позволяет увеличить ёмкость батареи;
- ExMET – технология, направленная на улучшение коррозионной стойкости пластин, их механической прочности и срока службы;
- PowerPass – ускорение заряда и разряда АКБ;
- ChessPlate способствует уменьшению процессов осыпания активной массы электродов;
- Са+ – батареи, изготавливаемые по гибридной технологии с уменьшенными токами саморазряда и потерями электролита;
- CarbonEx – технология, предполагающая улучшение проводимости при морозах;
- Envelope Separator позволяет обеспечить полную защиту АКБ от КЗ;
- Magic Eye – технология индикации уровня заряда аккумулятора.
Тюменский завод аккумуляторов «ТАЗ»
Среди лучших марок российских АКБ для авто и продукция тюменского завода. Эта компания ориентируется на местное сырьё и является предприятием полного цикла. Ассортимент завода включает:
- классические стартерные свинцово-кислотные батареи для всех разновидностей транспортных средств – от мототехники до грузовиков;
- АКБ для тепловозов и оборудования пассажирских вагонов;
- электролит, другие компоненты для изготовления аккумуляторов, включая сепараторы из полиэтилена;
- утилизация старых батарей;
- комплектующие и аккумуляторы, применяемые в различных отраслях промышленности.
Ёмкость батарей для грузовых ТС находится в диапазоне 130–230 А*час, для легковых автомобилей – 35–100 А*час (свыше 50 наименований).
Модельный ряд представлен следующими линейками:
- Premium – продукция высочайшего качества ля любых условий;
- Standart – аккумуляторы, отличающиеся ценовой доступностью;
- «Сибирь» – батареи, ориентированные на условия эксплуатации при низких температурах;
- Asia – продукция, ориентированная на японский и корейский рынки;
- «Тайга» – мощные и надёжные АКБ для эксплуатации в отдалённых районах.
Аккумуляторный завод «Аком»
В число лучших российских производителей аккумуляторов входит и группа компаний под брендом «Аком». Основана в 2001 году, спустя 4 года освоила производство АКБ по полному технологическому циклу, при непосредственном сотрудничестве с компанией Johnson Controls начала производить батареи Varta.
В 2006 году вступила в строй линия по производству свинца.
В настоящее время освоила выпуск АКБ по технологии Са-Са, предполагающей замену сурьмы в качестве основной добавки к свинцу на кальций. Достоинства кальциевых аккумуляторов по сравнению с сурьмянистыми:
- улучшенные характеристики коррозионной стойкости и механической прочности;
- способность сохранять изначальные характеристики на протяжении 1.5 лет с начала эксплуатации;
- минимальные потери электротехнической жидкости;
- улучшение токопроводимости, в том числе при зарядке.
Завод приступил к тестированию своей продукции в экстремальных условиях (в пустыне Сахара, возле действующего вулкана, в Арктике, на дне океана).
Саратовский завод аккумуляторов «Электроисточник»
На территории России это самое старое предприятие, занимающееся изготовлением аккумуляторов – оно построено и функционирует с 1929 года.
Современная продукция завода – весь спектр аккумуляторов и комплектующих для их производства (для легкового, грузового автотранспорта, мототехники, военной, авиационной, сельскохозяйственной техники).
Компания активно сотрудничает с ВМФ, Роскосмосом и ВКС, участвуя в разработках аккумуляторов на основе серебряно-цинковых технологий. Почему многие потребители выбирают аккумуляторы производства «Электроисточник»? Ответ прост: компания использует инновационные наработки в сфере производства АКБ, взаимодействуя с лучшими мировыми производителями в данной сфере.
Курский завод «Аккумулятор»
Работает с 1952 года, выпускает как свинцово-кислотные, так и щелочные батареи. В 1995 году предприятие модернизировало производственную линию, с 1998 года полностью перешло на самообеспечение свинцом и другими компонентами, необходимыми для изготовления стартерных АКБ широкого спектра действия:
- для мототехники и автомобилей;
- в качестве автономного источника питания для средств связи;
- для напольных промышленных машин на электротяге;
- для энергетических установок в металлургии и химической промышленности;
- для электровозов (никель-кадмиевые, никель-железные АКБ) и тепловозов (щелочные);
- для городского общественного транспорта (трамваи, троллейбусы).
Рязанский аккумуляторный завод «Тангстоун»
Замыкает рейтинг российских производителей автомобильных аккумуляторов российско-британская фирма, специализирующаяся на изготовлении стартерных, тяговых и промышленных батарей. Годовой объём выпуска составляет 1 миллион АКБ. Продукция под брендом «Тангстоун» поставляется на заводы «КАМАЗ» и «МАЗ».
Что лучше выбрать
Как видим, в последнее время российские изготовители аккумуляторов сумели свести к минимуму своё отставание от изделий лучших мировых брендов. Особенно в этом преуспели тюменские аккумуляторщики – их батареи пользуются заслуженной популярностью у российских автомобилистов. Но и другие производители не отстают, предлагая всё более совершенные модели батарей.
Спасибо за такую интересную статью! Узнала особенности разных аккумуляторов. Некоторые аккумуляторы никогда не встречала до прочтения статьи.