Каждому автомобилисту хочется, что только что приобретённый аккумулятор прослужил не меньше заявленного производителем срока, а ещё лучше – дольше. Увы, на практике так выходит очень редко, и виной тому далеко не всегда неправильная эксплуатация батареи. Сегодня мы расскажем о наиболее значимых факторах, определяющих срок жизни АКБ, и поделимся секретами, как его увеличить.
Факторы, влияющие на срок службы автомобильного аккумулятора
Для начала рассмотрим, какой срок службы у аккумулятора, изготовленного по классической свинцово-кислотной технологии. Просто потому, что они представлены на рынке наиболее массово и продолжают пользоваться огромной популярностью. Впрочем, большинство из перечисленных факторов характерны и для батарей, изготовленных по более совершенным технологиям.
Качество изготовления
Зависимость сроков эксплуатации от качества вполне очевидна – известные бренды держат цены, но используют при изготовлении аккумуляторов только высококачественные материалы и комплектующие. И ярким подтверждением этих слов является длительная (2–4-летняя) гарантия на эти изделия. Реальный же срок эксплуатации вдвое-втрое выше (до 6–7 лет). Дешёвые отечественные или китайские батареи редко когда служат больше трёх лет при 6–12-месячной гарантии.
Температурный режим
При минусовых температурах электролит «подмерзает», из-за чего батарея теряет ёмкость, а пуск двигателя становится проблемным. Так что зимой волей-неволей аккумулятор вынужден «трудиться» в более тяжёлых условиях. При пуске он разряжается больше, а для полноценной зарядки необходимы поездки на большие расстояния. Городской цикл не всегда способствует такому режиму, поэтому АКБ недозаряжается, а из-за этого сульфатация пластин ускоряется, уменьшая срок службы изделия.
Поэтому раз в несколько лет рекомендуется выполнять процедуру десульфатации пластин, для чего придумано множество методов, в том числе и те, которые можно осуществить в гаражных условиях без наличия специальной подготовки.
Исполнение батареи
Большинство современных батарей, представленных на рынке – необслуживаемые. Согласно заявлениям производителей, они обладают увеличенным ресурсом по сравнению с обслуживаемыми батареями, при условии правильной эксплуатации. Но и старые добрые обслуживаемые аккумуляторы служат не меньше, если вовремя проводить их обслуживание, не вызывающее затруднений.
Исправность системы зарядки автомобиля
Генератор вместе с реле-регулятором также могут стать причиной снижения срока службы кислотной батареи. Увеличение или понижение напряжения, при котором происходит зарядка АКБ, в равной степени чревато неприятными последствиями в виде перезаряда или недозаряда.
Величина тока утечки
Даже при выключенном зажигании аккумулятор может питать немало потребителей (сигнализация, ЭБУ и т. д.). В принципе потребляемый ими ток небольшой, но если вы подключаете дополнительное оборудование, да ещё с ошибками, ток утечки может достигать значительных величин. В результате достаточно не пользоваться автомобилем неделю, и аккумулятор будет посажен «в ноль», а это для многих разновидностей АКБ – приговор.
Городская езда
Если вы житель большого мегаполиса, не надейтесь, что ваш аккумулятор прослужит заявленное производителем время. Причина банальна – эксплуатация машины в режиме коротких по расстоянию поездок при длительных простоях. Это предполагает частые пуски двигателя и недостаточное время для заряда батареи. В результате АКБ может сесть настолько, что в очередной раз авто не заведётся, и батарею придётся подзаряжать. Рецепт в таких случаях прост – старайтесь хотя бы раз в неделю проводить в одной поездке порядка 30–45 минут. Время, проведённое в пробках, учитывается, но с коэффициентом 0.5.
Крепление аккумулятора
Да, ресурс батареи в немалой степени зависит и от надёжности крепления. Если корпус не зафиксирован, на поворотах, ямах и бугорках возможно расшатывание контактов, в результате чего клеммы ослабляются и их пропускная способность снижается. При этом возрастает риск окисления контактов, да и сама батарея от тряски и вибрации будет не в восторге.
В общих чертах мы перечислили общие факторы, влияющие на срок действия автомобильных аккумуляторов.
Просьба не путать срок службы со сроком годности аккумулятора со дня выпуска. Это разные понятия – срок годности важен исключительно при покупке, и то не для всех типов АКБ. Но в любом случае желательно приобретать батареи, изготовленные относительно недавно. Главное – найти и расшифровать сведения о дате выпуска, иногда это совсем нетривиальная задача.
Теперь рассмотрим срок службы АКБ в зависимости от её типа, коих насчитывается не менее пяти:
- свинцово-кислотные (сурьмянистые);
- кальциевые необслуживаемые;
- гелевые;
- изготовленные по гибридной технологии;
- батареи AGM.
Самые доступные по стоимости и простые по конструкции – сурьмянистые батареи. Они присутствуют на рынке уже довольно долго и постепенно вытесняются другими, более совершенными разновидностями батарей.
Свинцово-кислотные АКБ не отличаются способностью на протяжении длительного времени сохранять свою ёмкость – уже спустя 4 месяца эксплуатации они теряют до 50% от номинального показателя (у гибридных батарей для этого понадобится 14–15 месяцев, у кальциевых – полтора года).
По ГОСТу 0959-2002 срок службы АКБ автомобиля свинцово-кислотного типа составляет от 1 года при пробегах порядка 150000 км или от двух лет при пробеге до 90000 км. В реальности такие батареи «умирают» через 2–5 лет, в зависимости от перечисленных выше факторов.
Тот же ГОСТ предписывает, что необслуживаемые аккумуляторы должны служить не менее 4 лет при годовом пробеге, не превышающем 100 тысяч км. При этом срок службы определяется как время до снижения ёмкости батареи на 40% от номинала.
Если рассказать, сколько должен служить гелевый аккумулятор, то это будут на сегодняшний день рекордные показатели – 7–9 лет, и их повсеместное распространение сдерживается только высокими ценами.
Что касается гибридных, AGM и кальциевых батарей, то их срок службы примерно одинаков и составляет 4–7 лет.
Средний срок службы аккумуляторов популярных брендов
Мы уже упоминали в числе важных критериев, влияющих на средний срок службы аккумулятора автомобиля, показатель качества. Не имеет смысла доказывать, что у солидных производителей он выше (как и цена), что непосредственно отображается на длительности гарантии и заявленном сроке службы.
Отечественные автомобилисты, согласно статистике, предпочитают АКБ следующих брендов:
- Varta;
- Тюмень;
- Akom;
- Титан;
- Bosch;
- Зверь;
- Rocket.
Как видим, здесь присутствуют как именитые торговые марки, так и российские производители, выпускающие батареи с неплохим соотношением цены и качества.
Если рассмотреть, сколько лет служат аккумуляторы «Бош», то не нужно удивляться, что этот показатель у них самый высокий – от 6 до 8 лет, при этом и эксплуатационные характеристики у этих АКБ отменные.
Не намного хуже они и у изделий бренда «Варта», которые служат практически столько же, при условии, что это оригинальная АКБ – к сожалению, на рынке имеется немало подделок.
«Аком» – известная российская компания, имеющая в своей линейке продукции аккумуляторы нескольких торговых марок с разными по длительности и условиям гарантийными обязательствами, от 12 месяцев для батарей АКОМ повышенной мощности до 4 лет на АКБ ULTIMATUM при пробеге, не превышающем 100000 км.
На вопрос, сколько лет служат аккумуляторы Akom, автомобилисты дают разные ответы, помещающиеся в интервал 4–6 лет.
Rocket – южнокорейский бренд, популярный в России и во всём мире. Многие автопроизводители используют эти батареи в качестве штатных. Отличаясь высоким качеством, эти аккумуляторы способны служить 4–5 и более лет.
Неплохие аккумуляторы выпускает и Тюменский аккумуляторный завод, в ассортименте которого насчитывается свыше 50 разновидностей аккумуляторов для легковых и грузовых ТС.
В зависимости от линейки (их у бренда 5) срок годности АКБ для авто «Тюмень» колеблется от 3 до 6 лет.
Бренд Titan тоже характеризуется высоким качеством аккумулятором и длительным сроком службы – до 5 лет. А вот другой отечественный производитель, «Зверь», такими высокими показателями похвастаться не может, хотя и предоставляет на свою продукцию трёхлетнюю гарантию. В среднем эти аккумуляторы служат около 4 лет, но встречаются экземпляры, отходившие год или два.
Приведенные сведения носят ориентировочный характер и не являются руководством к действию. Реальные показатели в вашем конкретном случае могут оказаться иными, в зависимости от условий эксплуатации, типа батареи, регулярности обслуживания и т. д.
Как продлить срок службы АКБ
Если факторов, определяющих длительность эксплуатации аккумулятора, столь много, может ли автовладелец как-то повлиять на них, чтобы продлить срок службы недешёвого изделия?
Может. Приведём несколько наиболее эффективных рекомендаций, позволяющих существенно увеличить срок работы аккумулятора автомобиля:
- Если аккумулятор «сел», не пытайтесь его эксплуатировать. Работа батареи на слишком низком уровне заряда грозит его глубокой разрядкой, что вредно для всех типов батарей, а особенно – для кальциевых: достаточно двух таких ситуаций, чтобы АКБ можно было сдавать в утиль.
- Периодически выполняйте подзарядку АКБ зарядным устройством: только оно способно восстановить первоначальную ёмкость батареи, генератор лишь поддерживает этот показатель на допустимом уровне. Особенно актуален этот совет в зимнее время, когда батарея вынуждена работать в экстремальных условиях.
- При пуске мотора возьмите за привычку выжимать педаль сцепления, отсоединяя двигатель от механической трансмиссии (в авто с автоматической коробкой педаль сцепления отсутствует). Это облегчит задачу батарее по проворачиванию стартера, а чем меньше на неё нагрузка, тем дольше она прослужит. Не игнорируйте этот совет, ибо основная нагрузка для АКБ – это именно запуск силового агрегата. При этом не нужно забывать, что если авто стоит на склоне, то выжим педали сцепления может привести к непроизвольному началу движения машины, поэтому предварительно нужно зажать стояночный тормоз.
- Ни в коем случае не крутите стартер долго! Даже если вам кажется, что ещё чуть-чуть, и мотор заведётся. Оптимальное время для одной попытки – не более 5 секунд. Не получилось – дайте аккумулятору отдохнуть и повторите попытку. Если после четвёртого раза мотор не завёлся, лучше поищите причину – возможно, она лежит на поверхности.
- В зимнее время эксперты рекомендуют «прогревать» АКБ. Под этим термином подразумевается включение более лёгкой нагрузки. Например, дальнего света фар. Такая процедура поможет стартовать электрохимическим реакциям в охлаждённом электролите. Достаточно 5–8 секунд, и можно приступать к запуску мотора. Поскольку нагрузка на батарею снизится, срок службы, соответственно, увеличится.
- Регулярно следите за уровнем электролита. Если батарея обслуживаемая, то он будет испаряться интенсивнее, что потребует доливки дистиллированной воды или электролита, в зависимости от плотности жидкости. Если допустить снижение уровня электролитической жидкости ниже кромки пластин, они, будучи оголёнными, начнут быстро разрушаться.
- Не забывайте о проведении профилактического обслуживания вашей аккумуляторной батареи. Хотя бы раз в год необходимо снимать батарею с автомобиля, чтобы провести её визуальный осмотр на предмет появления дефектов в виде трещин, вздутий. После осмотра следует очистить поверхность корпуса от загрязнений. При наличии окислов на клеммах – убрать их с помощью подручных средств (наждачная бумага, содовый раствор, магазинное средство для удаления солей металлов). Окисление клемм – процесс, который свидетельствует о неправильной работе аккумулятора. Поэтому желательно выяснить причину окисления. Возможно, это плохо закрученная пробка, или трещина между клеммным выводом и корпусом, через которую и просачивается электролит. После чистки клемм желательно их смазать для предотвращения коррозии в будущем.
- Ревизия дополнительного электрооборудования, установленного в автомобиле. Слишком высокая нагрузка на генератор – частая причина недозаряда АКБ, в результате чего срок службы сокращается вдвое и даже больше. Просуммируйте потребление тока всеми вашими устройствами и сравните с мощностью генератора – если её недостаточно, придётся что-то отключить. Или приобрести более мощную АКБ (максимум на 5–10 А*час), или установить более производительный генератор. Понятно, что проще всего выполнить первое условие.
- Неисправный, заедающий стартер требует больше энергии для прокрутки, что негативным образом скажется на живучести аккумуляторной батареи. Если вы заметили такие проблемы, постарайтесь их как можно быстрее устранить.
Придерживаясь этих несложных рекомендаций, вы сможете существенно продлить ресурс аккумулятора независимо от его типа. Но и его нужно учитывать: скажем, гелевые батареи боятся перезарядки, а кальциевые – глубокого разряда. Если вы допустите работу в таких режимах – заявленного срока службы АКБ не видать.
Наконец, последний совет: если возникла необходимость поставить машину на прикол (от месяца и более), обязательно сбросьте с аккумулятора клеммы, а перед пуском зарядите его до полной ёмкости.
Срок эксплуатации аккумулятора, конечно, отличается от заявленного. В первую очередь на это влияют условия эксплуатации. Так, отклоняясь от идеальных условий, срок службы естественно сокращается.