Чтобы бортовая сеть получала необходимое питание, используются аккумуляторные автомобильные батареи. В большинстве случаев это свинцово-кислотные АКБ, которые могут быть обслуживаемыми и необслуживаемыми. Сама рабочая жидкость, находящаяся внутри, бывает в жидком или густом (гелевые АКБ) состоянии.
Когда батарея проходит определённый пробег, прослужив 1-2 года, у автомобилистов появляются вопросы касательно возможного добавления воды и электролита в аккумулятор и правильности проведения такой процедуры.
Иногда доливка жидкости действительно нужна.
Как меняются свойства электролита в процессе эксплуатации
Прежде чем ответить на вопрос о том, разрешается ли иногда доливать воду в уже готовый электролит, необходимо понять суть этой жидкости и особенности изменения её свойств в процессе эксплуатации.
Электролит представляет собой смесь на основе серной кислоты и дистиллированной воды, которые смешиваются в определённых пропорциях. На долю кислоты обычно приходится до 30% объёма.
Внутри батареи протекают электрохимические процессы. При этом вода распадается на газообразные компоненты. Это водород и кислород. Пары конденсируется на стенках корпуса, может выходить через специальные отверстия вентиляции. Сама кислота не испаряется. При уходе части воды концентрация кислоты увеличивается, то есть в процентном соотношении её становится всё больше. Параллельно падает общий уровень жидкости, что может негативно отразиться на ёмкости АКБ и сроке её службы.
В конце процесса зарядки АКБ на положительных электродах происходит выделение кислорода, который может восстанавливаться на отрицательных электродах. Но поскольку внутри батареи находится жидкость, этот процесс тормозится, газ выходит из АКБ, уровень электролита постепенно падает.
Переход на полностью герметичные корпусы при производстве АКБ позволил снизить активность расхода жидкости. Но когда батарея разряжена, на поверхностях из-за протекающих процессов (сультфатация) образуется белый твёрдый налёт, оседающий на свинцовых пластинах. Когда батарея заряжается, обратный процесс не идёт, то есть отложения не растворяются. Как итог, плотность рабочей жидкости падает, сокращается ресурс и ёмкость аккумулятора.
Электроды сделаны на основе свинца. Они взаимодействуют с молекулами воды. Это позволяет менять плотность электролита. Если в растворе окажутся посторонние компоненты, рабочие характеристики изменятся, срок службы быстро начнёт сокращаться. Чтобы минимизировать активность таких процессов, в свинцовый сплав добавляют присадки, влияющие на снижение интенсивности коррозии.
Что необходимо доливать
Чаще всего автомобилистов интересует, что нужно доливать в свой аккумулятор: воду или же электролит.
Добавление той или иной жидкости обычно направлено на восстановление рабочих характеристик аккумулятора. Но если выбрать не ту жидкость, которую требуется подлить в конкретной ситуации, можно лишь усугубить состояние АКБ.
Случается так, что автомобилист не знает, что ему нужно добавить сейчас в аккумулятор, воду или всё же чистый электролит.
Такая ошибка приводит к нарушению электрохимического баланса и к полному выходу из строя АКБ.
Желание выполнить доливку связано с тем, что проверка показывает снижение нормального уровня жидкости. Но не торопитесь заливать первое, что попадётся под руку. Важно чётко понимать, что будет лучше в той или иной ситуации.
Не всегда электролит предпочтительнее, чем дистиллированная вода, и наоборот.
- Утечка, выплёскивание электролита. Если происходит выплёскивание электролита или его утечка в процессе заряда, эксплуатации, тогда заливать необходимо только чистый электролит. Если вместо этого добавить воду, тогда плотность будет чрезмерно низкой. Такие АКБ быстро разряжаются, не могут выполнять свои задачи, накапливая и передавая электроэнергию. Параллельно сокращается срок службы. Избыток воды, особенно зимой, провоцирует замерзание смеси, образование наледи. В итоге АКБ попросту выйдет из строя. Если утечка связана с разгерметизацией, продолжать использовать такую батарею нельзя.
- Выкипание водной составляющей. Ещё может происходить выкипание дистиллята. И, чтобы продлить срок службы батареи, потребуется восполнить недостающий объём дистиллированной воды. Тут использовать электролит нельзя. Если машина эксплуатируется при достаточно высоких температурах, происходит естественный процесс испарения воды. Уровень рабочей жидкости падает. Поскольку кислота не испаряется, то плотность электролита по мере выхода воды увеличивается. В этом случае начинаются активные процессы сульфатации, когда на поверхностях свинцовых пластин образуется белёсый твёрдый налёт.
В итоге то, что лучше будет добавлять, зависит от того, электролит или всё же дистиллированная вода стали причиной снижения нормального уровня.
На практике утечки электролита происходят редко. Обычно это возможно при зарядке АКБ с открытыми пробками. Жидкость начала кипеть, электролит выбрасывает через открытые банки и в итоге всё вокруг заливается. Либо же выход электролита бывает связан с разгерметизацией корпуса, что указывает на дальнейшую невозможность использования такой батареи.
Определение плотности
Дабы определить, что нужно доливать в АКБ, имея в виду воду или электролит, необходимо сделать замеры плотности.
Замеры плотности рабочей жидкости в аккумуляторе делается с помощью прибора под названием ареометр.
Чтобы получить точные данные, важно придерживаться следующего алгоритма:
- Аккумуляторная батарея полностью заряжается от внешнего зарядного устройства. Лучше использовать современные автоматические модели, чтобы все параметры заряда регулировались самостоятельно, без участия человека.
- Когда заряд будет полным и ЗУ прекратит свою работу, следует выждать около 3-5 часов.
- Важно создать оптимальные условия для замеров. Это касается температуры окружающей среды. Идеальным значением считается температура около 25 градусов Цельсия.
- Перед проверкой крышки батареи протираются от загрязнений, откручиваются все пробки. Если АКБ необслуживаемого типа, тут сделать замеры будет проблематично. Для этого можно высверлить небольшие отверстия над банками.
- Теперь на корпус ареометра надевается резиновая груша. Примерно 2-3 раза ареометр заполняется жидкостью.
- В каждой банке проверяется плотность по индикатору на ареометре.
Дальнейшие действия зависят от того, что показали измерения плотности ареометром.
Если плотность оказалась выше нормальных значений, которые составляют 1,27-1,28 г/м3, тогда это свидетельство частичного испарения воды. Концентрация кислоты увеличилась, и для нормализации рабочих процессов нужно добавить воду.
Если замеры показывают, что плотность нормальная и не превышает нормальные значения, но общий уровень жидкости всё равно упал, тогда доливается электролит.
Электролит лучше использовать от производителей. Они имеют разную плотность и рассчитаны на применение при определённых климатических условиях.
Некоторые готовят рабочую жидкость своими руками. Но здесь придётся искать серную кислоту, предельно аккуратно смешивать её с очищенной дистиллированной водой. Не выдержав пропорции, полученный состав может лишь навредить вашей аккумуляторной батарее, вывести из строя и повлечь за собой более серьёзные последствия для всего транспортного средства.
Что будет при использовании электролита вместо воды
Вы уже понимаете, что нужно заливать: воду или электролит. Если процедура проверки уровня и состояния рабочей жидкости показала, что плотность повысилась, то есть доля кислоты стала больше, то логично предположить, что в такой ситуации предусматривается добавление исключительно дистиллированной воды. Но некоторые автомобилисты об этом забывают либо игнорируют рекомендации, используют электролит и добавляют его. Важно знать, что в таком случае произойдёт.
Когда батарея по своему состоянию требует добавления дистиллированной воды, а туда заливают электролит, плотность начнёт увеличиваться. Критичной считается плотность выше 1,3 г/м3. Это губительно для свинцовых пластин, поскольку произойдёт усиление процессов сульфатации и разрушения.
Существуют АКБ, у которых плотность повышена. Но их применяют в регионах с экстремально холодными зимами, и более 1 года такие батареи обычно работать не могут.
Повышение плотности необходимо для увеличения степени защиты от замерзания электролита. В нормальных условиях, когда температура зимой не падает ниже отметке -15-20 градусов Цельсия, плотность рекомендуется поддерживать на уровне 1,27-1,28 г/см3.
Доливка дистиллята или же электролита является естественным явлением для владельцев машина, на которых используются обслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы. Но всё чаще встречаются АКБ необслуживаемого типа. Здесь не предусмотрено никаких отверстий для добавления жидкостей, а потому единственное, что приходится делать автовладельцам, — это по мере необходимости подключать АКБ к зарядному устройству.
Слушайте, а если поставил аккумулятор, он полностью заряжен, но крутит лишь пару раз и сразу сдыхает, не заводя при этом двигатель, который заводится сразу с кикстартера. Это что значит, не тянет просто?
Вот я живу в регионе с экстремально холодной зимой и я сначала не знал об АКБ с повышенной плотностью. К счастью, совсем вскоре после покупки машины мне сообщили о таком приспособлении.
Как хорошо, что я наткнулась именно на эту статью, а то чувствую другие бы не ответили бы на мой вопрос.