Как вы знаете, в процессе эксплуатации автомобильного аккумулятора обслуживаемого типа периодически возникает необходимость в добавлении дистиллированной воды. С её помощью выравнивается нормальная плотность электролита, ему возвращаются требуемые пропорции.
При этом довольно часто можно встретить мнение о том, что покупать специальную дистиллированную воду вовсе не обязательно. Для АКБ вполне подойдёт любая другая жидкость.
Но важно понимать, как дела обстоят на самом деле. Каких последствий стоит ожидать, заливая кипячёную, водопроводную или какую-то ещё воду, а не дистиллят.
Чем грозит отказ от дистиллированной воды
Чтобы понять, можно ли залить в аккумуляторы обычную воду, нужно разобраться в особенностях дистиллята.
Дистиллированной водой называют очищенную жидкость. Делается это с помощью двойного испарения и сбора образующегося конденсата.
За счёт такой процедуры из воды удаётся максимально удалить все примеси, соли, минералы и пр.
На выходе из оборудования для дистилляции (специальные котлы) получается чистая вода. При соблюдении выверенных пропорций между водой и серной кислотой полученная смесь обретает оптимальные электропроводимые характеристики.
Конденсат от дистиллята при испарении, что происходит во время эксплуатации авто, после себя не оставляет осадок на внутренних поверхностях АКБ. Поэтому такую жидкость можно без каких-либо рисков добавлять внутрь банок батареи, не опасаясь последствий.
Теперь к вопросу о том, что будет, если в свой аккумулятор всё же залить обычную воду. Такая жидкость имеет множественные примеси. Именно эти вещества негативно влияют на состояние и работу АКБ. Проявляется это в виде таких последствий:
- на рабочих пластинах накапливается осадок, который ведёт к постепенному разрушению пластин;
- скапливающийся осадок негативно влияет на сопротивление, увеличивая его;
- параллельно снижается ёмкость АКБ;
- как поведёт себя электропроводимость электролита, предугадать сложно;
- ускоряется процесс саморазряда, что связано с повышением плотности электролита.
Продажа дистиллированной воды ведётся в автомагазинах и на заправочных станциях. Но здесь встречаются подделки, где вместо дистиллята заливается плохо очищенная жидкость.
Покупая ёмкость с дистиллятом, будет не лишним проверить её электросопротивление. Для этого потребуется отдельный омметр либо же мультиметр, переведённый в режим измерения сопротивления.
Если прибор показывает какие-то цифры, значит в этой воде имеются примеси и использовать её для добавления в АКБ не рекомендуется. Действительно чистый дистиллят при проверке сопротивления показывает бесконечность.
На вопрос о том, можно ли залить в свой аккумулятор самую обычную воду, ответ простой. В АКБ не рекомендуется добавлять никакие иные жидкости, кроме дистиллированной воды. Иначе вы столкнётесь с непредсказуемыми последствиями. В большинстве из них сократится ресурс батареи, изменятся её рабочие характеристики.
Применение кипячёной воды
Принято считать, что кипячение убивает все бактерии и делает воду абсолютно чистой, безопасной. Но можно ли заливать просто кипячёную воду, если речь идёт про аккумулятор, — вопрос довольно интересный.
Когда под рукой нет бутылки с дистиллятом, самым верным решением кажется набрать из крана жидкость, поставить её на плиту, закипятить, остудить и залить в батарею.
Чтобы применять водопроводную воду, её предварительно следует очистить. И обычно автомобилисты думают о кипячении. Да, такая обработка удаляет вредные для здоровья человека вещества. То есть использовать её для пищи и питья можно, но для электролита — нет.
Детальнее рассмотрим вопрос о том, можно ли добавлять в автомобильный аккумулятор простую кипячёную воду.
Кипение жидкости происходит при 100 градусах Цельсия. Такая процедура обработка позволяет снизить жёсткость, образовать осадок. Но до нулевых значений жёсткость не падает. Плюс выделяется большое количество пара, который не забирает с собой разного рода примеси. То есть происходит уменьшение воды в объёме, но на количестве добавок это никак не сказывается.
Для наглядности следует объяснить, чем кипячёная вода отличается от специальной дистиллированной, которую рекомендуется заливать в аккумулятор. При термообработке происходят такие процессы:
- Вода обеззараживается. С позиции здоровья человека это хорошо, поскольку пить воду после кипячения безопаснее. Но обеззараживание никак не влияет на АКБ.
- Уменьшается объём воды, параллельно увеличивается концентрация примесей. С этой позиции кипячение даёт даже больше минусов, чем плюсов.
- В осадок выпадают соли. Они лишь влияют на временную жёсткость, но не на постоянную. Эффект минимальный.
- Концентрация солей и минералов остаётся на начальном уровне, как и до кипячения.
Поскольку кипячение не даёт никакого эффекта, многие закономерно думают, что специальная питьевая вода станет отличным решением. Ещё одно заблуждение. Питьевая вода содержит в себе целый ряд полезных добавок, что делает её полезной для здоровья. Но все эти компоненты губительны для аккумулятора.
Что допускается применять вместо дистиллята
Иногда не удаётся добраться до магазина и купить дистиллят. Отсюда закономерно появляется вопрос о том, чем можно заменить дистиллированную воду для обслуживания аккумулятора.
Для начала специалисты и бывалые автомобилисты советуют всё же попытаться сделать такую покупку. Ведь ничего лучше дистиллята для АКБ не существует.
Но случается всякое. Когда доступа к этой жидкости нет, есть несколько вариантов, что можно потенциально залить в свой аккумулятор обслуживаемого типа вместо дистиллированной воды.
- Дождевую воду. Фактически этот тот же конденсат. Такой осадок имеет намного меньше примесей, нежели питьевая вода. Но в дождевую воду могут попадать пыль и частицы тары, в которую она собирается. Использовать стоки с крыш нельзя. Лучше во время дождя поставить на улицу чистую пластиковую тару и дождаться наполнения.
- Талый снег. Неплохой и быстрый способ, как сделать дистиллированную воду для обслуживания своего аккумулятора. Применять допускается снег, который не соприкасался с поверхностями. То есть снимается верхний слой и растапливается. В снегу минимум минералов и солей.
- Конденсат с радиатора. Нужно найти специальную трубку для отвода конденсата из системы кондиционирования. Характеристики такой жидкости достаточно схожи с дистиллятом.
- Наледь из морозилки. Если у вас на морозильной камере образуется шуба, её можно снять, растопить и залить. Примесей здесь минимум, а потому и электропроводимость минимальная.
Это лишь временная мера, сравнительно безопасные жидкости, способные заменить дистиллят. Но злоупотреблять такими вариантами и полноценно переходить на их использование нельзя.
Как дистиллировать воду
Одним из наиболее правильных решений, если не считать покупку готовой смеси, будет приготовление. Есть 2 способа, как в домашних условиях готовится дистиллированная вода, пригодная для обслуживания аккумулятора.
- Собрать конденсат от пара, который образуется в процессе кипения кастрюли или иной ёмкости с водой. Сама кипячёная жидкость, как вы понимаете, не подходит. А вот конденсат может неплохо заменить дистиллят 2 циклов испарения. Для достижения лучшего эффекта собранный конденсат кипятится ещё раз. Но потребуется много времени.
- Задействовать самогонный аппарат. Он есть далеко не у всех. Зато, залив внутрь воду и перегнав её по устройству, на выходе получится самый настоящий конденсат. Минус лишь в больших затратах повремени, поскольку аппарат рассчитан на выполнение несколько иных задач.
Объективно лучшим выбором для автомобилиста станет заводской дистиллят проверенного качества и от надёжного производителя.
Заменить такую жидкость потенциально можно, включая самодельный очищенный состав. Действуйте по обстоятельствам, учитывайте свои возможности.
Мой товарищ постоянно использовал обычную воду из под крана. Я ему говорил, дурик не жалей деньги, но он считал, что обойдется. И не обошлось, история закончилась плачевно для его аккумулятора.
Отец также делал, потом очень жалел об этом, ведь выгоднее покупать дистиллированную воду, чем потом менять аккумулятор.
Всё верно.