Проблема с испарением электролита характерна для любых аккумуляторов, где используется электрохимическая компонента в жидком виде. Другое дело, что на обслуживаемых АКБ такая неприятность случается намного чаще. И до сих пор находятся водители, полагающие, что для восстановления уровня электролита можно использовать любую воду. Сегодня мы расскажем, почему это ошибочное и крайне вредное суждение, а также как и в каких пропорциях нужно доливать воду в аккумулятор и можно ли это делать самостоятельно.
Для чего нужна дистиллированная вода
Под дистиллированной водой понимают обычную жидкость, подвергшуюся глубокой очистке. В первую очередь – неорганических частиц (солей металлов, минеральных веществ, иных твёрдых частичек), но и от органики тоже избавляются (включая вирусы, бактерии, иные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности).
Очищенная вода активно используется в медицине, в химической промышленности. Ну и, конечно, в жидкостных аккумуляторах, входя в состав электролита щелочного или более распространённого кислотного типа. При этом важно придерживаться оптимального показателя плотности такого раствора, достигаемого смешиванием 65% воды с 35% серной кислоты. Считается, что именно такая жидкость является наиболее эффективной в плане поддержки электрохимических реакций с положительными и отрицательными электродами – свинцовыми пластинами с определёнными добавками других металлов.
Можно ли пить дистиллированную воду? Безусловно, независимо от того, приобрели вы её в аптеке или приготовили самостоятельно. Другое дело, что это недешёвое удовольствие, и столь глубокая очистка для пищевых целей не требуется – достаточно кипячения.
Теперь об электролите. Другая его компонента, серная кислота, представляет собой прозрачную густую жидкость без запаха, которая в концентрированном виде является химически высокоактивной, опасной и для людей, и для аккумуляторной батареи. Но разводят её в батарее не для безопасности – для обеспечения наилучших условий для накопления жидкостью потенциальной энергии при зарядке и возможности быстро и много отдавать при пуске двигателя.
Так что вопрос стоит не в том, можно ли заливать в АКБ дистиллированную воду, а в правильной пропорции компонент.
Ну, и несколько слов о том, почему при приготовлении электролита заливают в аккумулятор не какую-нибудь воду, а очищенную. Дело в том, что процесс зарядки батареи сопровождается соединением серного остатка SO4 со свинцом, и по мере уменьшения концентрации кислоты в электролите он начинает сильно греться и закипать. При этом все те микрочастицы, о которых мы упоминали, выпадают в виде осадка на дно, что со временем приводит к частичному закорачиванию пластин и потере ёмкости батареей. И чем дальше, тем хуже. В результате АКБ вместо положенных 5–7 лет прослужит 2–3. Так что пренебрегать этим правилом ни в коем случае нельзя, даже если вы берёте воду из артезианского источника и считаете её абсолютно чистой. Поверьте, это совершенно не так.
Кстати, кипячёная вода очищается только от микроорганизмов. Все остальные загрязнители никуда не исчезают, так что и это не вариант.
Почему доливают не электролит
Обычно наиболее интенсивно вода испаряется из электролита при зарядке батареи, особенно когда зарядное устройство не автоматическое или вы выбрали не тот режим. Но и в летнюю пору, когда столбик термометра поднимается за 30, кипение электролита возможно и на работающем автомобиле. В результате плотность жидкости повышается, а уровень падает. И то, и другое – плохо.
Из-за повышения плотности электролита нарушается его способность накапливать и отдавать заряд, а при сильном уменьшении уровня оголяются пластины. Контактируя с воздухом, они быстро коррозируют и осыпаются, что не есть хорошо.
В принципе разбавлять электролит можно им же, но большого смысла в этом нет – он дороже дистиллированной воды, и его потребуется больше, чтобы снизить плотность до требуемого значения. Более того, вы можете залить электролита выше допустимого уровня и не добиться желаемого, и тогда придётся выполнять обратную процедуру – выкачивать электролит из банок.
Если разбавлять электролитом, плотность падает, но не так сильно, и часто – недостаточно.
Ещё один важный момент – нужно помнить о возможном выпадении солей и других частиц в осадок, так что у вас не должно остаться сомнения, какая вода должна использоваться для доливки аккумулятора – только глубоко очищенная.
О том, что с дозаправкой электролита у обслуживаемых батарей нет проблем, известно всем. Что касается необслуживаемых, то у большинства моделей такая возможность отсутствует. Но в последнее время встречается всё больше аккумуляторов, у которых крышка делается съёмной, так что доступ к пробкам имеется, и получается, что необслуживаемыми эти АКБ считаются только номинально. Впрочем, интенсивность потери воды у таких батарей на порядок ниже, так что особо волноваться по этому поводу не стоит.
Когда надо доливать в АКБ дистиллированную воду
Поскольку в настоящее время обслуживаемые батареи практически не выпускаются, бытует мнение, что необслуживаемые в регулярном обслуживании не нуждаются. То есть поставил – и забыл, электролит не испаряется, доливать его не нужно. Это теоретически. На практике даже при эксплуатации авто не в экстремальных условиях жидкость всё-таки испаряется, и для этих целей существуют даже специальные дренажные отверстия. Если бы их не было, при зарядке электролита пары водорода и кислорода скапливались бы у поверхности, а такая взрывоопасная смесь никому не нужна.
Так что периодическая проверка уровня электролита нужна и здесь, хотя бы ежегодная. А ещё делать это нужно, если вы планируете поездку на дальнее расстояние – если уровень упал, то после многочасовой зарядки АКБ в дороге он может снизиться ещё больше, до опасного уровня, после которого пластины оголятся и начнут сыпаться.
Преждевременное понижение уровня жидкости может свидетельствовать и о проблемах с генератором. В частности – о выходе из строя реле-регулятора.
Симптомы, указывающие на неправильную работу реле-регулятора:
- сильный нагрев аккумуляторной батареи даже после непродолжительной поездки;
- на крышке батареи имеются капли электролита;
- из дренажных отверстий при работающем моторе выходят пары.
Понижение уровня электролита в необслуживаемых батареях – это проблема. Хотя это случается и не так часто, если крышка несъёмная, долго батарея не прослужит. Некоторые умельцы решают проблему варварским способом – отрезав крышку, но это уже нарушение герметичности, которую восстановить будет практически невозможно.
Как проверить уровень электролита
В обслуживаемых батареях уровень можно определить, открутив пробки. В необслуживаемых такой возможности нет, но зато там обычно имеются специальные прозрачные окошки, по которым можно определить, выкипел ли электролит и насколько. Выпускаются также батареи с прозрачным корпусом, там подобных проблем вообще нет.
Но как узнать, каков уровень жидкости в обслуживаемых батареях, ведь разглядеть в небольшое тёмное отверстие, что там творится, довольно проблематично. Поэтому для точного измерения используют длинную стеклянную трубку (не пластиковую!), которая должна доставать до верхней грани пластин.
Сам алгоритм проверки уровня электролитической жидкости следующий:
- откручиваем все пробки;
- осуществляем проверку последовательно, опустив трубку в банку, пока она не упрётся в пластину;
- плотно заживаем верхнее отверстие;
- поднимаем трубку вверх и измеряем линейкой столбик электролита;
- если он ниже нормы, доливаем воду, но об этом чуть позже.
На вопрос о том, каким должен быть уровень жидкости в аккумуляторе, ответ прост: выше уровня пластин на 15–20 мм.
Сколько нужно доливать дистиллированной воды
Мы уже разобрались с тем, как измерить и каким должен быть уровень жидкости в АКБ. Если он меньше, это означает, что плотность электролита повысилась, и его нужно разбавить таким образом, чтобы соотношение снова стало требуемым: 65:35.
Определить на глаз это абсолютно нереально.
В целом это и не требуется, но методика доливки отличается для разных моделей. На некоторых присутствует специальный язычок, указывающий минимальный уровень доливки (желательно на 5 мм больше). Если его нет, нужно воспользоваться той же стеклянной палочкой и долить на 15 мм выше уровня пластин.
Такие трубочки продаются в автомагазинах, на них даже может присутствовать шкала для облегчения измерений.
Но одно дело – определить, сколько нужно заливать в аккумулятор воды по уровню, и совсем другое – сделать это так, чтобы плотность электролита соответствовала номинальной. Если перестараться, зарядка АКБ будет происходить не полностью, а в сильные морозы слишком водянистая жидкость будет замерзать. Если недолить, повышенная концентрация серной кислоты приведёт к разрушению электродов.
Как долить дистиллированную воду в аккумулятор правильно
Итак, мы уже знаем, что простая доливка по уровню не гарантирует, что мы добьемся нужного соотношения воды к кислоте (65:35). Значит, алгоритм нужно усовершенствовать.
Вот как выглядит нужная последовательность действий:
- очищаем крышку батареи от грязи, нам совсем не нужно занести её внутрь по уже перечисленным причинам;
- если видны белёсые разводы – это серная кислота, её нужно удалять раствором соды или иной щёлочью;
- откручиваем пробки, делаем это аккуратно, предварительно одев резиновые перчатки – ожоги от кислоты нам тоже не нужны;
- набираем дистиллированную воду в шприц и заливаем в горловину;
- даём электролиту смешаться (двух часов достаточно) и измеряем плотность с помощью ареометра;
- если показатель всё ещё выше нормы – доливаем еще некоторое количество воды и повторяем два предыдущих шага;
- при достижении нужного значения закручиваем пробки и ставим АКБ на зарядку.
Операцию следует выполнять на строго горизонтальной плоскости. Если автомобиль или аккумулятор будут наклонены, точный уровень выдержать не удастся.
Теперь о значении плотности. Везде рекомендуют 1.27 г/см3, но это показатель усреднённый, рекомендованный для регионов с умеренным климатом. На юге нормой считается 1.25 г/см3, на севере – 1.29 г/см3.
Как измерять плотность ареометром? Опустив его в банку с электролитом. Но при этом нужно следить за тем, чтобы прибор не касался стенок батареи, в противном случае его показания будут неточными. Дождавшись, пока наш плотномер перестанет совершать вертикальные колебательные движения, фиксируем показатели по нанесённой шкале. Она может быть в г/см3 или кг/м3. В последнем случае полученное значение нужно умножить на тысячу.
Где можно приобрести дистиллированную воду? В любой аптеке, в любом автомагазине (отдел автокосметики), часто её можно встретить в отделах бытовой техники супермаркетов или в магазинах хозяйственных товаров. Стандартная ёмкость – 5 литров, хотя встречается и литровая фасовка. Важно также не попасть на фальсификат, поэтому покупку нужно совершать у надёжных, проверенных продавцов. Не на рынках.
В нашей стране крупнейшим производителем воды глубокой очистки является компания «Смолы». Именно на её продукцию и нужно ориентироваться.
Получить дистиллированную воду нужной степени очистки можно и в домашних условиях. Существует несколько способов её получения.
Самый простой – выпаривание. Вам потребуется соответствующая тара – большая кастрюля с плотно прилегающей крышкой, а также стеклянная ёмкость, лёд и решётка из металла. Технология получения ДВ следующая: укладываем на дно кастрюли решётку, заливаем примерно наполовину водопроводной (или колодезной) водой, ставим стеклянную посуду на решётку так, чтобы её верх возвышался над уровнем воды. Закрываем кастрюлю крышкой и включаем газ. На крышку кладём лёд, при закипании воды пар будет подниматься вверх, в результате контакта с охлаждённой поверхностью конденсироваться и стекать в нашу стеклянную посудину.
Второй метод – заморозка. Наливаем в пластиковую бутылку воду из крана, закручиваем крышку и помещаем бутылку в морозильную камеру. Через некоторое время проверяем результат – нам нужно, чтобы вода замёрзла наполовину. В этом случае выкручиваем пробку и сливаем воду. Оставшийся лёд и является дистиллятом, который останется только разморозить. Отметим, что по степени очистки этот способ хуже выпаривания.
Наконец, самый простой и не слишком надёжный вариант – сбор дождевой воды. По идее, она является природным дистиллятом, но на практике, особенно в крупных промышленных городах, где воздух сильно загрязнён, по пути к земле вода загрязняется настолько, что становится непригодной для использования в аккумуляторе.
Использую только дисцилированную, потому что знаю, к каким негавтиным последствиям может привести, если забить на этот важный вопрос.