Под замерзанием АКБ подразумевается именно застывание электролита, находящегося внутри корпуса, под воздействием низких температур.
Некоторые автомобилисты никогда ни с чем подобным не сталкивались. Другие же утверждают, что проблема замерзания более чем серьёзная, и часто приходится с ней бороться.
Потому важно понять, возможно ли такое, из-за чего электролит теряет свою текучесть, и что нужно делать в сложившейся ситуации.
Насколько это возможно
Ряд автомобилистов сомневаются в возможности замерзания электролита в аккумуляторе, считая, что такого произойти никак не может. В этом вопросе нужно разобраться.
Электролит действительно может замёрзнуть. Но для этого должны присутствовать определённые факторы.
Доказано, что на морозе электролит в самом аккумуляторе действительно замерзает. Вопрос лишь в том, при каком температурном режиме это может произойти и от чего зависит.
Замерзание непосредственно связано с плотностью, а потому и с напряжением в АКБ.
Есть даже специальная таблица, отражающая замерзание автомобильного электролита в аккумуляторе.
Если АКБ заряжена полностью, вероятность замерзания рабочей жидкости практически нулевая.
Следует привести несколько примеров зависимости застывания смеси кислоты и дистиллированной воды от плотности и температурных условий.
- если батарея заряжена на 100%, её плотность составляет 1,27–1,28 г/см³, смесь может замёрзнуть только при -60 градусах и менее;
- при заряде на уровне 75% и плотности около 1,23 г/см³ застывание происходит уже при -42 градусах Цельсия;
- когда плотность упала до 1,19 г/см³, а степень заряда около 50%, смесь способна кристаллизоваться при -24 градусах;
- плотность 1,11 г/см³ говорит о полном разряде, и в таком состоянии замерзание происходит уже при -7 градусах Цельсия.
Как видите, температура замерзания электролита, находящегося в аккумуляторе, напрямую зависит от плотности и степени заряженности источника питания.
Если поддерживать полный заряд и правильную плотность, тогда электролит без проблем выдержит испытания даже температурой -70 градусов Цельсия. Не придётся даже утеплять АКБ под капотом авто.
Из-за чего происходит замерзание
Теперь следует выяснить, почему в аккумуляторе замерзает электролит, и что провоцирует подобные явления.
Как вы знаете, электролитом называют смесь из серной кислоты и дистиллированной воды. Готовые растворы обычно имеют плотность 1,27–1,28 г/см³. Это оптимальный показатель для большинства условий эксплуатации.
Хотя в северных регионах, где наблюдается экстремально низкая температура, плотность могут повышать даже до 1,3 г/см³. Но при этом ресурс батареи значительно сокращается, и она выдерживает около 1 года эксплуатации.
Если плотность имеет правильные показатели, качество изготовления высокое, тогда замерзание возможно только при -70 градусах Цельсия. Когда же происходит отклонение от оптимальных параметров, температурный порог снижается.
Есть несколько причин, почему замерзает залитый в аккумулятор электролит и провоцирует соответствующие проблемы в машине. Подобное может произойти зимой, когда температура опускается ниже нуля. Провоцируют застывание такие причины:
- изначально некачественный электролит;
- частые доливки в АКБ дистиллированной воды;
- существенное снижение рекомендуемой плотности;
- сильный разряд батареи.
Плотность меняется под воздействием различных факторов. Обычно наблюдается повышение этих значений, что обусловлено постепенным испарением водной составляющей смеси. Кислота испаряться не может. Воды становится меньше, а кислоты больше, что и ведёт к повышению плотности.
Что же касается ситуаций, когда электролит теряет плотность и в аккумуляторе создаются условия для его замерзания, то тут причина кроется в утечках электролита, разгерметизации.
Длительный простой автомобиля провоцирует постепенный саморазряд. Чем новее АКБ, тем она дольше способна сохранять свои характеристики. Если же источник питания изношен, батарея хранится в условиях низких температур и высокой влажности, тогда плотность будет падать, заряд снижаться. При достижении критических значений происходит замерзание.
Как правильно заряжать АКБ
Закономерно автомобилиста будет интересовать, что ему делать, если замёрз аккумулятор. А точнее, электролит внутри него.
Здесь следует провести несколько подготовительных процедур. Чего точно делать не нужно, так это спешить в сложившейся ситуации.
Часто автолюбители спрашивают, можно ли заряжать автомобильный аккумулятор, когда он ещё замёрзший.
Ни в коем случае не подключайте АКБ к зарядному устройству, если электролит внутри батареи застыл.
Последствия нарушения этой рекомендации могут носить крайне серьёзные последствия. А именно – разрыв корпуса, вытекание кислоты, ожоги, возгорания помещения и пр.
Если вас кто-то вдруг спросит, можно ли заряжать всё ещё замёрзший аккумулятор, смело отвечайте – нет. Существуют определённые правила, как нужно действовать в такой ситуации.
Последовательность будет следующей:
- Выберите помещение с комнатной температурой и хорошей вентиляцией. Оптимально, когда температура составляет около 15–25 градусов Цельсия.
- Выключите зажигание в автомобиле, вытащите ключ, отключите все потребители в машине.
- Поднимите капот, снимите верхний фиксатор или крышку с АКБ, если у вас такая есть. Далее нужно взять инструмент, отсоединить минусовую клемму от батареи, после чего снять и плюсовой повод.
- Подготовьте полиэтилен или другой материал, который можно постелить на пол или стол;
- Теперь доставайте из машины проблемный аккумулятор, и ставьте на материал. Если этого не сделать, при образовании утечки электролит может повредить поверхность, на которой стоит батарея.
- Далее внимательно осмотрите корпус. Проблема в том, что при кристаллизации жидкости происходит её расширение. Лёд способен буквально начать разрывать корпус изнутри. Это влечёт за собой появление трещин и разных дефектов.
- Следует набраться терпения. АКБ рекомендуется оставить при комнатной температуре минимум на 5–6 часов. Чем дольше она простоит, тем выше вероятность, что весь лёд внутри растает.
- Когда аккумулятор оттает, следует ещё раз осмотреть корпус. Обязательно используйте защитные перчатки.
- На поверхностях может появиться электролит, вытекающий через повреждения в корпусе. Проверить это можно, просто приложив к жидкости кусочек бумаги. Если она станет красной, это электролит. Если же бумага просто намокнет, перед вами обычный конденсат.
- Откройте крышки обслуживаемой батареи. С помощью груши или шприца возьмите небольшое количество электролита из банки. Если он мутный, изменился цвет, это указывает на разрушение пластин. Такой аккумулятор восстанавливать нет смысла. Его лучше отправить на утилизацию.
Если же электролит прозрачный, потребуется проверить уровень и плотность, используя ареометр. Жидкость должна покрывать пластины примерно на 8–10 миллиметров. Если уровень низкий, либо пластины оголены, тогда просто долейте небольшое количество дистиллированной воды.
При доливке жидкости дайте АКБ постоять ещё 2–3 часа.
Только после этого можно приступать к зарядке. Это в очередной раз даёт чёткий ответ на вопрос о том, можно ли ещё замёрзший автомобильный аккумулятор сразу ставить на зарядку. Нет, так делать ни в коем случае нельзя.
Зарядку следует выполнять с помощью автоматического зарядного устройства. Зарядный ток выставляется на 5–10% от ёмкости АКБ. Если вы не уверены, что весь лёд растворился, ток заряда выбирайте не более 5% от ёмкости.
В общей сложности на восстановление замёрзшей АКБ, которая уже успела согреться до комнатной температуры, путём зарядки уйдёт 15–20 часов. Потому лучше выбирать автоматические ЗУ, чтобы не бегать к аккумулятору каждые 30 минут для проверки состояния.
Когда аккумуляторная батарея полностью зарядится, отключите её от зарядного устройства и дайте постоять буквально 2–3 часа. После этого сделайте замеры напряжения и проверьте плотность. Напряжение должно составлять около 12,6–12,7 В, а плотность – порядка 1,27 г/см³.
Если плотность выше нормы, добавьте дистиллированной воды. Если плотность низкая, нужно сначала удалить часть электролита и добавить аналогичное количество нового раствора. Затем снова зарядка на ЗУ, выжидание 2–3 часа и повторная проверка плотности.
Зная, как завести двигатель автомобиля и что делать, если аккумулятор действительно замёрз, вам удастся предотвратить серьёзные последствия.
Ни в коем случае не пытайтесь заряжать батарею, электролит внутри которой подвергся кристаллизации из-за низкой температуры.
Как предотвратить замерзание
Чтобы не устранять последствия, когда аккумулятор уже замёрз, лучше предпринять ряд мер по недопущению возникновения такой ситуации.
Конечно же, если аккумулятор всё же замёрз, при грамотном восстановлении он будет работать. Но сможет ли он длительное время функционировать в прежнем режиме, вопрос спорный. Кристаллизация непременно ведёт к определённым разрушениям внутри корпуса. Насколько они будут серьёзными, зависит от конкретной ситуации. Но факт в том, что после застывания АКБ уже точно не сможет работать на прежнем уровне.
Чтобы электролит внутри АКБ не замёрз, необходимо:
- поддерживать электролит на должном уровне плотности;
- зимой, когда температура опускается ниже -20 градусов, плотность можно поднять до 1,29 г/см³;
- для профилактики периодически заряжать АКБ автоматическим ЗУ;
- хотя бы раз в месяц проверять корпус на наличие повреждений;
- если проживаете в регионе с суровым климатом, можно приобрести утепляющий чехол для аккумулятора.
Рекомендации простые, а потому при желании их может соблюдать каждый автомобилист.
Замерзание не всегда ведёт к серьёзным последствиям и полной потере работоспособности. Но рисковать и экспериментировать точно не стоит.
С глобальным потеплением это не грозит теперь.