Ещё вчера аккумулятор без проблем выполнял свои функции, подавал нужный стартовый ток для запуска двигателя. Но машину припарковали возле дома или в гараже, где она простояла всю ночь. Вы вставляете ключ в замок зажигания, но ничего не происходит.
Оказывается, буквально за одну ночь, всего за несколько часов аккумулятор разрядился настолько, что теперь не может запустить двигатель. А это серьёзная проблема. В особенности для тех, кто опаздывает, спешит на работу или по другим делам.
Подобные ситуации не возникают просто так. Нужно понимать, из-за чего происходит быстрый разряд и что нужно делать в той или иной ситуации.
Причины быстрого разряда аккумулятора
Есть несколько основных и вероятных причин, из-за которых аккумулятор садится буквально за ночь и тем самым не позволяет в обычном режиме завести мотор и отправиться по своим делам.
Да, если водитель сильно спешит, ему остаётся только закрыть машину, пойти на остановку общественного транспорта, либо заказать такси. При первой же возможности нужно вернуться к авто и заняться вопросом выяснения причин разряда.
Не откладывайте диагностику. Чем дольше АКБ будет стоять, тем сильнее она начнёт терять заряд. В случае сильного или полного разряда восстановить аккумулятор не всегда возможно.
Потому действовать лучше сразу при обнаружении проблемы.
Чаще всего она возникает из-за:
- физического естественного износа;
- генератора;
- утечки тока;
- электролита;
- короткого замыкания;
- условий эксплуатации;
- водителя.
Причин достаточно много. Каждую из них следует рассмотреть отдельно.
Естественный износ
Одна из основных причин, почему аккумулятор на машине быстро садится, связана с естественным износом источника питания. По мнению профильных специалистов, за 3–4 года эксплуатации АКБ теряет до 40% от своей ёмкости, заложенной производителем.
Этот процесс остановить нельзя. Зато можно замедлить. Делается это путём выполнения таких рекомендаций:
- Сократить по возможности количество запусков двигателя. При каждом пуске АКБ отдаёт большой зарядный ток и не успевает его восполнить за счёт генератора. Чем больше пусков совершает батарея, тем быстрее её ресурс закончится.
- Стараться передвигаться на более длинные дистанции с минимальным количеством остановок. Или хотя бы раз в месяц проезжать по 30–60 км без остановок на средних оборотах. Так АКБ полноценно подзарядится от генератора.
- Периодически использовать зарядное устройство, соответствующее типу АКБ.
- Избегать состояния глубокого разряда аккумулятора.
- Изначально покупать батарею хорошего качества от проверенного производителя.
- Хотя бы раз в год проводить профилактику сульфатации.
- Регулярно следить за уровнем и состоянием электролита, делать контрольные проверки напряжения на клеммах.
Начинать соблюдать эти советы нужно сразу после покупки и установки нового аккумулятора. Если вы начнёте всё это делать, когда со времени установки АКБ пройдёт порядка 3–4 лет, восстановить работоспособность не получится. Придётся прибегать к более серьёзным мерам.
Генератор
Ещё вероятной причиной того, что аккумулятор на вашей машине быстро разряжается, является проблемный генератор. Для его тестирования достаточно иметь в распоряжении обычный мультиметр.
Проверка выполняется так:
- заведите мотор;
- держите двигатель на холостых оборотах;
- включите максимальное число потребителей (аудиосистему, печку, подогрев сидений и пр.);
- мультиметром проверьте напряжение на клеммах.
В таком состоянии оптимально функционирующая АКБ будет выдавать от 12 до 14,4 В. Но если напряжение падает ниже этих отметок, тогда за ночь простоя запустить с утра мотор уже не получится при севшем аккумуляторе.
Если напряжение меньше, при работе двигателя и всех потребителей генератору не удаётся отдавать часть мощности для зарядки аккумулятора. А потому даже в движении он заряжаться не сможет, что в итоге приведёт к полной потере работоспособности.
Генератор может недодавать напряжение либо передавать его в избыточном количестве, что ведёт к закипанию АКБ.
Проверять рекомендуется сам генератор, диодный мост, регулятор напряжения, а также всю электропроводку, связывающую АКБ с генераторным узлом.
Утечки тока
Пытаясь найти причины, по которым аккумулятор на машине почему-то быстро разряжается, многие забывают проверить ток утечки.
Даже если это новый аккумулятор, вовсе не исключено, что именно утечка тока ведёт к подобным ситуациям. Чтобы выяснить, почему на машине так быстро разряжается источник питания, необходимо:
- отключить двигатель;
- выключить зажигание и достать ключ;
- отключить все потребители;
- снять минусовую клемму с АКБ;
- подождать 10–15 минут;
- в разрыв АКБ и снятой клеммы подключить мультиметр;
- выбрать режим проверки тока утечки.
В режиме амперметра исправная АКБ будет иметь минимальный ток утечки в диапазоне от 15 до 70 мА. Для некоторых современных авто нормой может считаться и 100–120 мА.
Если же ток утечки заметно больше, придётся проверять, где именно происходят потери.
Чтобы быстро найти утечку, следует держать мультиметр на клеммах, параллельно отключая по одному предохранителю, разрывая цепи.
Как только вы увидите, что после снятия очередного предохранителя ток утечки упал до нормальных значений, вы будете знать, где именно искать причину.
Тем самым удастся найти проблему, из-за которой аккумулятор автомобиля разряжается буквально за ночь.
Электролит
Если вы заметили, что фактически за одну ночь на автомобиле полностью разряжается сравнительно новый аккумулятор, стоит проверить уровень и состояние электролита.
Некоторые необслуживаемые АКБ оснащаются прозрачным элементом корпуса, с помощью которого можно наблюдать за уровнем и даже цветом рабочей жидкости. Либо же это делают с помощью глазка-индикатора.
С обслуживаемыми источниками питания всё намного проще. Здесь достаточно открутить пробки и сделать соответствующие замеры по уровню и плотности. В норме наблюдаются такие показатели:
- Уровень. При проверке уровня можно воспользоваться метками на корпусе либо прозрачной полой трубкой из стекла или пластика. Многие используют простой корпус от ручки. Инструмент погружается в банку до поверхности пластин. Затем закрывается верхнее отверстие и приспособление извлекается. По нему можно определить, насколько электролит покрывает пластины. Нормальным уровнем считается 10–15 мм.
- Плотность. Проверить плотность в необслуживаемой АКБ не получится. Это делают лишь по косвенным признакам в виде уровня заряда. В обслуживаемых батареях можно взять ареометр и по нему проверить плотность. Аккумулятор при этом должен быть полностью заряженным, а после зарядки должно пройти 3–4 часа.
Если уровень электролита меньше нормы, не удивляйтесь, что за ночь ваш аккумулятор полностью разрядился. Потребуется долить жидкость.
Доливать в аккумулятор можно только дистиллированную воду.
Добавьте воды до нужного уровня, дайте минут 30 батарее постоять, затем поставьте на зарядку. Подождите ещё 3 часа после зарядки и сделайте новые замеры уровня и плотности.
Некоторые поднимают плотность, просто заливая электролит. Так делать нельзя. Сначала нужно извлечь часть старого электролита и добавить такое же количество новой жидкости. Затем зарядка, выжидание и повторная проверка.
Короткое замыкание
Заметив, что всего за одну ночь у вас полностью сел аккумулятор, возможные причины такой ситуации вполне могут крыться в замыкании батареи. Это предстоит проверить.
Убедиться в наличии короткого замыкания не сложно. При подключении к зарядному устройству бурление появится практически сразу. Параллельно упадёт напряжение на клеммах.
Коротить могут пластины лишь в одной секции (банке) либо в нескольких одновременно.
Старые АКБ хороши тем, что в них можно просто очистить банки и пластины, промыть аккумулятор, залить новый электролит и продолжить работу. Но современные батареи такими возможностями не наделены. Здесь выход один. Это утилизация старой АКБ и покупка нового источника питания.
Условия эксплуатации
Автомобилисты наверняка замечали, что именно на морозе всего лишь за ночь их аккумулятор практически полностью разряжается. И это довольно распространённое явление.
Действительно, АКБ плохо переносят низкие температуры. В особенности, когда батарея заряжена не полностью. При низком заряде падает плотность электролита, то есть он становится более подверженным замерзанию. Вплоть до превращения жидкости в лёд.
Если батарея уже не первой свежести, а на улице сильный мороз, будет правильно на ночь снимать АКБ с автомобиля и относить в тёплое помещение. Это потребует времени и сил, зато вероятность легко запустить двигатель с утра повышается в несколько раз.
Водитель
Довольно часто причины быстрого и неожиданного разряда аккумулятора находятся за рулём автомобиля. Речь идёт о самом водителе.
Обнаружив, что за одну ночь аккумулятор сел фактически в ноль, убедитесь в отсутствии следующих ошибок:
- в автомобиле остались включёнными какие-то потребители;
- после снятия и установки АКБ клеммы плохо закреплены;
- перепутана полярность при подключении аккумулятора;
- в обслуживаемую батарею заливалась обычная вода;
- изначально был выбран аккумулятор малой ёмкости;
- ёмкость АКБ значительно больше, чем рекомендует автопроизводитель.
Забывчивость, невнимательность, нежелание разбираться в вопросах правильного выбора, эксплуатации и установки АКБ могут привести к разного рода последствиям. Включая и быстрый, внезапный разряд аккумулятора, который может занять не более 5–10 часов.
Как продлить жизнь АКБ
Напоследок буквально несколько рекомендаций о том, как не столкнуться с подобными явлениями.
Рекомендации сводятся к соблюдению таких правил:
- минимум раз в полгода полностью заряжайте АКБ зарядным устройством;
- покупайте электролит и дистиллят в проверенных местах;
- периодически проверяйте электропроводку, генератор и прочее электрооборудование;
- следите за состоянием клемм и выводов АКБ;
- при появлении окислов и коррозии очищайте их, смазывайте;
- поддерживайте корпус батареи в чистоте;
- всегда следите за уровнем электролита, зарядом.
Большинство проблем быстрого и внезапного разряда аккумулятора можно устранить. Но в некоторых случаях не останется ничего другого, кроме как купить новую АКБ.
У меня сейчас стоит Сильвердинамик д15. Купил его еще 8 лет назад, но последние несколько дней заметил, что после ночи перестал ток держать, если автомобилем совсем не пользоваться пару дней просто не заведется. Этот аккумулятор сейчас дорогой, посматриваю на Бош С4 004. В магазине недавно видел он стоит 6100 руб.