Камский автомобильный завод существует уже много лет. Это один из самых популярных и узнаваемых российских автомобильных брендов в мире. Высокую узнаваемость машины получили и за счёт участия в ралли Париж-Дакар, а также в высоких достижениях на международной спортивной арене.
Конечно, машины отличаются достойным качеством сборки, недорогим обслуживанием, доступными запчастями. Это делает их одним из лучших решений при грузоперевозках и проведении тяжёлых работ, где используется грузовая автомобильная техника.
Обслуживать такие машины как КАМАЗ можно своими руками. Одна из задач — это обеспечение стабильной работы электрооборудования. Тут большую роль играет стартерный аккумулятор. При его износе или выходе из строя требуется замена.
Модельный ряд КАМАЗ и используемые двигатели
Выбирая аккумулятор для машины, нужно отталкиваться от используемого на ней типа двигателя, объёма и количества электропотребителей на борту. Опираясь на эти исходные данные, подбирается подходящая АКБ.
Если вам нужен аккумулятор на КАМАЗ, тогда нужно понимать и знать, какую батарею на машину ставят с завода. В большинстве случаев установку батареи осуществляют исходя из двигателя, который предусмотрен для конкретной модели КАМАЗа.
Весь модельный ряд грузовиков КАМАЗ делится на следующие категории:
- бортовые грузовики;
- самосвалы;
- седельные тягачи;
- вахтовые автобусы;
- изотермические фургоны;
- лесовозы;
- контейнеровозы;
- пищевые цистерны и молоковозы;
- рефрижераторы;
- цементовозы;
- тентованные грузовики;
- эвакуаторы.
Список более чем внушительный.
Что же касается двигателей, то все они дизельные с турбонаддувом, если говорить про актуальные ДВС, используемые на заводе КАМАЗ.
К числу основных силовых установок относятся такие:
- Cummins 6lSBe 210 л. с.;
- Cummins 6lSBe 285 л. с.;
- Cummins 6lSBe 300 (Евро 3);
- Cummins 6lSBe 245 (Евро 3);
- 30-260;
- 63-400;
- 31-260;
- 740-37-400;
- 31.240;
- 55-300 (Евро 3);
- 62-280 (Евро 3);
- 55-300 (Евро 3);
- 740-632-400 (Euro 4);
- 735-400 (Евро 5);
- Daimler OM 457/LAV/3;
- Daimler OM-457;
- Daimler OM457LA и так далее.
Гамма моторов действительно внушительная. Есть множество модификаций популярных двигателей. По мощности эти моторы для КАМАЗов варьируются от 154 до 428 лошадиных сил.
Для разных вариантов побирается соответствующая версия аккумулятора, подходящий размер и прочие характеристики, удовлетворяющие требования автомобиля КАМАЗ.
Характеристики штатных АКБ для КАМАЗ
Начнём с того, сколько аккумуляторов предусмотрено на КАМАЗе. Здесь нужно отталкиваться от конкретной модели и модификации грузового автомобиля.
Вообще, говоря о том, сколько должно использоваться аккумуляторов на КАМАЗе, можно ответить 1 или 2. Чаще всего 2. Но в некоторых случаях применяют и по 1 АКБ.
На КАМАЗы с завода устанавливаются батареи отечественного производства от разных поставщиков. При этом все АКБ имеют определённые характеристики. Это 190 Ач ёмкости и 1150 А пускового тока холодной прокрутки. Но встречаются и другие вариант на 100 Ач.
Что же касается того, какая полярность АКБ на автомобилях КАМАЗ, то тут ситуация интересная.
В зависимости от модификации грузовой машины, полярность бывает разной. КАМАЗ для российских дорог использует АКБ с прямой полярностью. На КАМАЗах Евро применяются батареи с обратной полярностью.
Если взглянуть на основные характеристики, то штатный аккумулятор для автомобилей КАМАЗ имеет такие особенности:
- напряжение 12 В;
- ёмкость 190 Ач;
- ток холодной прокрутки 1200 А;
- габаритные размеры 525х240х242 мм.
Но на некоторых моделях КАМАЗ встречаются и другие виды АКБ:
- ёмкость 85 Ач;
- холодный ток прокрутки 600 А;
- размеры 286х236х240 мм;
- болтовые клеммы.
Либо же такой аккумулятор:
- ёмкость 100 Ач;
- пусковой ток 600 А;
- размеры корпуса 286х236х240 мм;
- болтовые клеммы.
Так что фактически размер штатного аккумулятора для грузовика КАМАЗ может быть выполнен в 2 типоразмерах. А ёмкость в большинстве случаев составит именно 190 Ач. Параметры ёмкости на 85 и 100 Ач довольно большая редкость.
Объективно, если на КАМАЗ подключается дополнительное оборудование, тогда и штатных 190 Ач может оказаться недостаточно. И это при условии, что на машины обычно ставят по 2 такие батареи.
Если вас интересует, сколько весит аккумулятор для КАМАЗа, то штатная батарея на 190 Ач типа 6СТ-190 вместе с залитым электролитом будет весить около 52 кг. С учётом того, что таких батарей обычно 2, суммарная масса аккумуляторов превысит 100 кг.
При покупке обращайте внимание на то, какие выводы и полярность предусмотрена на конкретном КАМАЗе. Выводы могут быть под болт или под конус. А полярность прямой и обратной.
Что выбрать для замены
Приобрести аккумуляторы для замены на автомобиле КАМАЗ не составит большого труда. Ассортимент грузовых АКБ довольно внушительный.
Рассмотрим несколько вариантов батарей от более дешёвых к более дорогим. Для наглядности предлагаем изучить основные характеристики и цены по таблице.
Модель аккумулятора | Ёмкость, Ач | Пусковой ток, А | Стоимость, руб |
Smart Element TT 6СТ-190N3 Росс | 190 | 1250 | 6600 |
Uniforce Rush 190R+ Euro | 190 | 1100 | 7500 |
Giver 190R+ Рос | 190 | 1250 | 8200 |
SGT 12V 190Ah+R | 190 | 1150 | 9900 |
Tumen Premium 6CT 200L+ | 200 | 1360 | 12100 |
Cene Delkor 200.3 4D1100R Euro | 200 | 1100 | 16700 |
Cene Delkor 200.3 4D1100L Рос | 200 | 1100 | 16700 |
Учитывайте также, что в большинстве случаев придётся приобретать одновременно 2 батареи для замены.
Бывает так, что пара батарей имеют разный уровень выработки ресурса. Вообще это не совсем нормально.
В случае последовательного подключения аккумуляторов применять АКБ с разной ёмкостью нельзя. Иначе батарея с большей ёмкостью будет заряжаться нормальной, а у меньшей будет перезаряд. Как итог, она раньше выйдет из строя.
По этой же причине не рекомендуется ставить одну новую и одну старую АКБ. Ёмкость у них одинаковая только на этикетке. На самом же деле у подержанного устройства реальная ёмкость упала.
Техническое обслуживание и зарядка
Если батареи изношены, то может потребоваться зарядить севший аккумулятор своего КАМАЗа. Эта процедура ничем принципиально не отличается от обслуживания и зарядки обычных легковых АКБ. То есть заряжать нужно с помощью хорошего ЗУ с возможностью регулировки параметров тока и напряжения. Ток зарядки должен составлять 10% от номинальной ёмкости. При этом последовательно подключённые АКБ можно заряжать одновременно. Но время зарядки при этом увеличится.
Если у вас есть 2 свободных зарядных устройства, тогда к каждому из них можете подключить по 1 АКБ от КАМАЗа.
Что касается того, какое напряжение должно быть у АКБ для машин КАМАЗ, то тут всё стандартно. Это 12 В. А если говорить о том, какое напряжение подаётся на АКБ при зарядке батарей автомобилей КАМАЗ, то это обычно 14,4 В. Но для грузовых батарей можно поднять и до 16,5 В.
Как снять и заменить АКБ
В завершении нужно рассказать о том, как подключить новые АКБ на КАМАЗе. Для этого потребуется сначала демонтировать старые питающие устройства, а на их место поставить пару новых АКБ. Либо же всего одну батарею. Зависит, как вы помните, от конфигурации грузового автомобиля.
Как уже говорилось ранее, подключение АКБ на КАМАЗе происходит последовательно.
При последовательном соединении ёмкость остаётся равной ёмкости одной АКБ. Но при этом возрастает напряжение и становится равным суммарному напряжению двух аккумуляторов. Сила тока равно силе тока одной батареи.
Поменять камазовский источник питания не так сложно. От владельца или мастера потребуется выполнить несколько шагов.
Подробно расскажем, как снять аккумулятор с КАМАЗа и установить новые АКБ.
- Подготовьте инструменты. Здесь потребуется ключ 14х17 и 17х19. Плюс возьмите ёмкость для смазки.
- Первым делом отключите старые АКБ. Для этого нужно открыть защёлки крепления крышки ящика, где находятся батареи.
- Теперь снимите крышку. Ослабьте крепёжные гайки стяжек крепления прижимной рамки. Это позволит убрать рамку.
- Открутите болт, который удерживает защитную планку. Снимите планки.
- Отверните гайки болтов, которые крепят наконечники электропроводов на выводах аккумуляторных батарей. Отсоедините эти провода.
- Надёжно схватившись за АКБ, вытащите из их посадочного ящика. Делать это лучше с помощью напарника, что обусловлено большим весом аккумулятора.
- Теперь поставьте в ящик две новые аккумуляторные батареи. При необходимости воспользуйтесь смазкой, чтобы обработать выводы и клеммы.
- Если используется пара АКБ, то батареи нужно соединить между собой последовательно. Проще всего запомнить или сфотографировать, как были соединены старые АКБ. И повторите эту схему. Строго соблюдайте полярность.
- Подключите наконечники электропроводок к выводам АКБ и зафиксируйте их с помощью болтов и гаек.
- Отрицательный вывод следует соединить через выключатель аккумуляторов.
- Выводы следует обработать с помощью смазки типа ВТВ-1.
- Поставьте на место и закрепите защитные планки. Затем поставьте на место крышки батарей. Зафиксируйте их с помощью прижимных рамок.
- Поставьте крышку ящика для аккумуляторов и затяните крепления.
- Включите АКБ и проверьте их работоспособность, запустив двигатель.
На этом процедура установки завершена.
Если бы не внушительный вес АКБ, в большинстве случаев с такой задачей можно было бы справиться самостоятельно. Но всё же лучше, если у вас будет поддержка в виде физически крепкого помощника. Это убережёт от случайных падений аккумуляторов.
Несмотря на свои внушительные размеры, большую мощность двигателей и прочие моменты, замена АКБ на автомобилях КАМАЗ не особо отличается от любых других грузовых и даже легковых машин.
Тут главное — правильно подобрать батареи для замены, определить их характеристики согласно спецификациям конкретной модели КАМАЗа и провести работы по демонтажу и установке.
Приходилось ли менять АКБ на КАМАЗе? Какие сложности возникли? Что использовали для замены? Считаете ли КАМАЗ гордостью отечественного автопрома?
Работаю водителем грузовиков КАМАЗ, и знаю, как важно выбрать и установить правильный автомобильный аккумулятор. Статья оказалась полезна, несмотря на то, что я уже не первый раз занимаюсь заменой аккумулятора.
Гордость однозначно есть. Конечно, это не уровень грузовиков типа МАНН, Мерседес или Вольво. Да и до Скании еще далеко. Но прогресс в последнее время явно есть. Это не может не радовать.
Менял, да еще и ездил много раз на КАМАЗЕ. Работал дальнобойщиком. У меня был тягач. Мощная машина. Хотя по комфорту хотелось бы немного больше. Аккумулятор менял самостоятельно. Да тяжело. Но выбора не было. Парень я крепкий, так что справился.
Заменить можно реально в полевых условиях. Лишь бы батарея для замены была. А так ничего принципиально сложного. Каждый может справиться.
От себя бы посоветовал дополнительно защитить тот ящик, где находятся батареи. Часто видел, как туда проникает грязь и влага. Чем-то обклеить или обтянуть. И все будет супер пупер.