Как выбрать и заменить аккумуляторную батарею на грузовом автомобиле ЗИЛ

Предприятие ЗИЛ в настоящее время уже не существует. Этот советский завод основали ещё в 1916 году. Но история закончилась в 2016 году. При этом завод успел выпустить большое количество машин, эксплуатируемых до сих пор. Среди них и грузовые автомобили, такие как ЗИЛ 130, 131, 433360 и многие другие базовые модели.

Владельцам этих грузовых транспортных средств часто приходится сталкиваться с самостоятельным обслуживанием, ремонтом и заменой некоторых элементов. В числе расходников и аккумуляторная батарея.

Аккумулятор на ЗИЛе

Чтобы поменять АКБ, нужно знать, какие требования предъявляет ЗИЛ, изучить характеристики штатных батарей, а также познакомиться с процедурой снятия и установки источника питания.

Особенности заводской АКБ

Вообще на ЗИЛ с завода устанавливаются одинаковые АКБ типа 6СТ-9ЮМ. Сейчас говорить о поиске оригинальной батареи не приходится. К тому же, ассортимент аналоговых батарей во многом превосходит возможности отечественных комплектующих, используемых на заводе.

Если говорить о том, какой аккумулятор нужен на ЗИЛ 130 и прочие версии грузового авто, то тут выделяют несколько характеристик заводских батарей. Опираясь на то, какими должны быть батареи с завода, будет проще определить, какой аккумулятор в итоге нужен для ЗИЛ 131 и не только.

ЗИЛ 130 на дороге

К числу основных характеристик относятся:

  • номинальное напряжение 12 В;
  • номинальная ёмкость 90 Ач;
  • ток разряда 8,1 А;
  • стартерный разрядный ток 235 А;
  • ток заряда 9,0 А;
  • количество электролита 0,6 литра;
  • материал моноблоков АКБ эбонит;
  • материал сепараторов — стекловолокно и минпласт;
  • масса около 36 кг;
  • высота с обычной пробкой 228 мм;
  • высота с пробкой гидростатического типа 265 мм;
  • длина 417 мм.

Это если говорить о параметрах заводской батареи, устанавливаемой на грузовые автомобили ЗИЛ.

ЗИЛ 131 на дороге

Если же вас интересует нужный вариант АКБ, который лучше подойдёт для такой машины как грузовой ЗИЛ, тогда ориентируйтесь на следующие показатели:

  • обратная полярность;
  • ёмкость в диапазоне от 90 до 110 А;
  • пусковой ток от 720 до 970 А;
  • европейские стандартные клеммы, утопленные;
  • габаритные размеры 353х175х190 мм.

Поскольку маловероятно, что сейчас под капотом ЗИЛа стоит заводская батарея, можете взглянуть на её характеристики и параметры. Уже на основе полученных результатов будет проще определить нужный вариант батареи для замены.

Подходящие варианты АКБ

Выбирая новую аккумуляторную батарею для грузового автомобиля ЗИЛ, можно ориентироваться как на бюджетные, так и на премиальные варианты АКБ.

Стандарт 100R для ЗИЛа

Все представленные ниже модели находятся в пределах рекомендуемых характеристик. Предлагаем ознакомиться с несколькими интересными вариантами по возрастанию их стоимости.

  • Стандарт 100R;
  • Русбат+ 100R;Русбат+ 100R для ЗИЛа
  • Тюмень Standart 100R;
  • Blizzaro Trendline 100R;Blizzaro Trendline 100R для ЗИЛа
  • Titan Standart 100R;
  • Unicorn Red 100R;Unicorn Red 100R для ЗИЛа
  • Akom 100R;
  • Tesla Premium Energy 100R;Tesla Premium Energy 100R для ЗИЛа
  • Varta Standart L5-1;
  • Mutlu Mega Calcium 100R;Mutlu Mega Calcium 100R для ЗИЛа
  • Inci Aku Surp A 100R;
  • Akom EFB 100R;Akom EFB 100R для ЗИЛа
  • Bost 100R;
  • Exide Excell EB950 95R;Exide Excell EB950 95R для ЗИЛа
  • Forse 100R;
  • Forse EFB 110R;Forse EFB 110R для ЗИЛа
  • Bost Premium 110R;
  • Tab Polar 100R;Tab Polar 100R для ЗИЛа
  • Tab Magic 100R;
  • Topla Top 100R;Topla Top 100R для ЗИЛа
  • Exide Premium EA1000 100R;
  • Varta Silver H3 100R;Varta Silver H3 100R для ЗИЛа
  • Deka 100R;
  • Bosch S5 013 100R;Bosch S5 013 100R для ЗИЛа
  • Titan Eurosilver 100R;
  • Moll X-Tra Charge 100R;Moll X-Tra Charge 100R для ЗИЛа
  • Topla EFB 90R;
  • Moll Kamina Start 100R;Moll Kamina Start 100R для ЗИЛа
  • Varta G14 AGM;
  • Solite AGM 95R.Solite AGM 95R для ЗИЛа

Диапазон цен на представленные аккумуляторные батареи, которые могут быть установлены на грузовые машины ЗИЛ, варьируется от 5 до 20 тысяч рублей. Как видите, ассортимент более чем внушительный.

Требования к АКБ

При эксплуатации и обслуживании автомобилей грузового типа от завода ЗИЛ важно соблюдать и придерживаться определённых требований, предъявляемых в отношении аккумуляторной батареи.

Требования проявляются в следующих моментах:

  • выводы клемм и перемычки должны иметь правильную геометрическую форму;
  • не допускается наличие загрязнений и следов окислений на поверхности;
  • в полностью заряженном состоянии аккумулятор должен иметь на каждом элементы по 2,12 В без нагрузки;
  • при проверке нагрузочной вилкой в течение 5 секунд напряжение не должно опускаться ниже 1,7-1,8 В;
  • разность напряжения между банками АКБ не должно быть более 0,1 В;
  • разность плотности электролита в банках не должна превышать 0,01 г/см;
  • на внутренних стенках и перегородках отсутствуют вздутия, следы коробления и трещины;
  • на покоробившихся пластинах стрела прогиба не превышает показатель в 3 мм;
  • число пустых ячеек и сквозных отверстий в пластинах не более 2;
  • в решётках отсутствуют надломы и трещины;
  • цвет положительных пластин варьируется от чёрного до тёмно-коричневого;
  • пластины достаточно мягкие;
  • на поверхности отсутствуют белые следы, указывающие на сульфатацию.
Работоспособность АКБ для ЗИЛа
Аккумуляторная батарея: а — проверка напряжения; б — проверка плотности электролита

Если аккумулятор от ЗИЛа не соответствует указанным требованиям, тогда её отправляют на восстановление, либо на утилизацию.

Подготовка и заряд аккумулятора

На автомобилях ЗИЛ, используемых для различных грузовых перевозок, часто применяют сухозаряженные АКБ.

В этом случае их необходимо подготовить к работе. Для этого внутрь банок аккумулятора заливается электролит.

Согласно правилам, для электролита должна применяться аккумуляторная серная кислота, соответствующая ГОСТУ 667-53, а также дистиллированная вода по ГОСТу 6709-53. Если смешивание осуществляется своими руками, тогда следует применять стеклянные, керамические, эбонитовые или освинцованные ёмкости.

Причём важно соблюдать правило, согласно которому сначала в тару заливают дистиллированную воду и только потом тонкой струйкой начинают постепенно добавлять серную аккумуляторную кислоту.

Праверка АКБ для ЗИЛа
Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее: а — проверка уровня стеклянной трубкой в батарее без внутренних тубусов; б — проверка уровня без трубки наглядно в батарее с внутренними тубусами

Добавление воды в концентрированную серную кислоту опасно тем, что могут возникнуть брызги, способные попасть на кожу и на слизистые. А это потенциально очень опасно для здоровья.

Температура заливаемой рабочей жидкости в АКБ должна находиться в пределах от 5 до 25 градусов Цельсия. Для тропического климата допускается температура до 30 градусов Цельсия.

Заливать рабочую аккумуляторную жидкость следует так, чтобы уровень электролита оказался на 10-15 мм выше, чем предохранительные щитки над пластинами.

Также существует определённая схема для зарядки аккумулятора, устанавливаемого на ЗИЛ 131.

Плотность электролита в АКБ

Относительно зарядки АКБ можно представить следующие рекомендации:

  • Заряжать батарею нужно минимум через 20 минут, но максимум через 2 часа после заполнения электролитом сухозаряженного аккумулятора.
  • Перед зарядкой обязательно проверяются параметры плотности.
  • Если плотность электролитической жидкости упадёт не более чем на 0,03 г/см3 в сравнении с параметрами залитого состава, тогда батарею можно эксплуатировать без зарядки.
  • Когда плотность понижается больше чем на 0,03 г/см3, тогда устройство подключается к зарядному оборудованию.
  • При зарядке важно строго соблюдать полярность. Минус на минус и плюс на плюс.
  • Зарядное устройство настраивается исходя из номинальной мощности АКБ. В нормальных условиях зарядка происходит током 10% от номинальных параметров ёмкости. То есть при 100 Ач нужно использовать ток 10 А и заряжать 10 часов при напряжении 14,4 В.
  • Заряжать аккумулятор можно лишь при условии, что температура электролита не превышает 30 градусов Цельсия для региона с умеренным климатом и не более 36 градусов для тропиков.

Зарядка АКБ для ЗИЛа

Будет правильно, если зарядка осуществляется согласно инструкции производителя АКБ. Обычно изготовитель прописывает все необходимые параметры, включая значения зарядного тока. Отталкивайтесь от них.

Как снять и заменить АКБ

Самостоятельная замена АКБ на ЗИЛ 131 и других версиях этого грузового автомобиля не представляет собой ничего принципиально сложного. Главная проблема заключается в массе самой батареи. Ведь аккумулятор может весить порядка 30-40 килограммов, в зависимости от модели и производителя.

Аккумулятор в ЗИЛе

В остальном же, чтобы заменить АКБ на ЗИЛе, потребуется сделать следующее:

  • отключить зажигание и вытащить ключ из замка;
  • отключить выключатель АКБ;
  • открутить прижимные винты фиксации щитка;
  • снять щиток;
  • освободить крепление аккумулятора;
  • для этого нужно ослабить прижимную гайку;
  • используя скобу, выдвинуть из гнезда источник питания;
  • освободить от держателей крышку и снять её;
  • отключить минусовую клемму от батареи;
  • затем снять плюсовой провод с аккумулятора;
  • ослабить натяжение гаек стяжных болтов;
  • выдвинуть рукоятки аккумулятора вверх;
  • вытащить из подкапотного пространства старую батарею.

Далее, но уже в обратной последовательности, на машину устанавливая новый аккумулятор, соответствующий требованиям грузового автомобиля ЗИЛ.

Нельзя сказать, что замена АКБ на такой машине как ЗИЛ, вне зависимости от версии и модификации, простая задача. Это массивные и тяжёлые аккумуляторы. Поэтому вытаскивать её и устанавливать требуется предельно аккуратно. Не забывайте о базовых принципах техники безопасности и следуйте инструкциям, чтобы не допустить никаких нежелательных ошибок.

Кто сталкивался с заменой АКБ на ЗИЛах? Какие трудности у вас возникли? Какой аккумулятор выбрали для замены?

Всё про автомобильные аккумуляторы
Комментарии: 5
  1. Степан

    Так много требований к АКБ, а я даже и не знал о них. Теперь при выборе аккумулятора буду более внимателен.

  2. Борис

    Откровенно говоря, прошлый век. Да, завод встал в 2016 году. Но нормальные машины перестали выпускать еще в начале 90х. Сейчас мало что адекватного осталось из советских ЗИЛов.

  3. Сергей

    Да ничего сложного тут нет. Открутил, отключил, вытащил, поставил на место. Хотя хрупкая дама с такой задачей тут точно не справится. Но я и сомневаюсь, что женщины вообще знают, что такое ЗИЛ и как ими управлять.

  4. Михаил

    Старая добрая советская техника. В России тоже их собирали. Но уже не то, как говорится. Я помню, как учился ездить с дедом на ЗИЛе. Вот то были эмоции и впечатления. А сейчас с грустью смотришь на эти машины на самом деле.

  5. Лев

    Работаю на сервисе для грузовиков. ЗИЛы у нас не самые частые гости, но встречаются. Как раз на последнем меняли АКБ. Взяли Мутлу Мега Кальциум. Довольно хорошая батарея вообще. Часто встречаю ее в грузовых и легковых машинах. Но только характеристики конечно же разные.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: