Предприятие ЗИЛ в настоящее время уже не существует. Этот советский завод основали ещё в 1916 году. Но история закончилась в 2016 году. При этом завод успел выпустить большое количество машин, эксплуатируемых до сих пор. Среди них и грузовые автомобили, такие как ЗИЛ 130, 131, 433360 и многие другие базовые модели.
Владельцам этих грузовых транспортных средств часто приходится сталкиваться с самостоятельным обслуживанием, ремонтом и заменой некоторых элементов. В числе расходников и аккумуляторная батарея.
Чтобы поменять АКБ, нужно знать, какие требования предъявляет ЗИЛ, изучить характеристики штатных батарей, а также познакомиться с процедурой снятия и установки источника питания.
Особенности заводской АКБ
Вообще на ЗИЛ с завода устанавливаются одинаковые АКБ типа 6СТ-9ЮМ. Сейчас говорить о поиске оригинальной батареи не приходится. К тому же, ассортимент аналоговых батарей во многом превосходит возможности отечественных комплектующих, используемых на заводе.
Если говорить о том, какой аккумулятор нужен на ЗИЛ 130 и прочие версии грузового авто, то тут выделяют несколько характеристик заводских батарей. Опираясь на то, какими должны быть батареи с завода, будет проще определить, какой аккумулятор в итоге нужен для ЗИЛ 131 и не только.
К числу основных характеристик относятся:
- номинальное напряжение 12 В;
- номинальная ёмкость 90 Ач;
- ток разряда 8,1 А;
- стартерный разрядный ток 235 А;
- ток заряда 9,0 А;
- количество электролита 0,6 литра;
- материал моноблоков АКБ эбонит;
- материал сепараторов — стекловолокно и минпласт;
- масса около 36 кг;
- высота с обычной пробкой 228 мм;
- высота с пробкой гидростатического типа 265 мм;
- длина 417 мм.
Это если говорить о параметрах заводской батареи, устанавливаемой на грузовые автомобили ЗИЛ.
Если же вас интересует нужный вариант АКБ, который лучше подойдёт для такой машины как грузовой ЗИЛ, тогда ориентируйтесь на следующие показатели:
- обратная полярность;
- ёмкость в диапазоне от 90 до 110 А;
- пусковой ток от 720 до 970 А;
- европейские стандартные клеммы, утопленные;
- габаритные размеры 353х175х190 мм.
Поскольку маловероятно, что сейчас под капотом ЗИЛа стоит заводская батарея, можете взглянуть на её характеристики и параметры. Уже на основе полученных результатов будет проще определить нужный вариант батареи для замены.
Подходящие варианты АКБ
Выбирая новую аккумуляторную батарею для грузового автомобиля ЗИЛ, можно ориентироваться как на бюджетные, так и на премиальные варианты АКБ.
Все представленные ниже модели находятся в пределах рекомендуемых характеристик. Предлагаем ознакомиться с несколькими интересными вариантами по возрастанию их стоимости.
- Стандарт 100R;
- Русбат+ 100R;
- Тюмень Standart 100R;
- Blizzaro Trendline 100R;
- Titan Standart 100R;
- Unicorn Red 100R;
- Akom 100R;
- Tesla Premium Energy 100R;
- Varta Standart L5-1;
- Mutlu Mega Calcium 100R;
- Inci Aku Surp A 100R;
- Akom EFB 100R;
- Bost 100R;
- Exide Excell EB950 95R;
- Forse 100R;
- Forse EFB 110R;
- Bost Premium 110R;
- Tab Polar 100R;
- Tab Magic 100R;
- Topla Top 100R;
- Exide Premium EA1000 100R;
- Varta Silver H3 100R;
- Deka 100R;
- Bosch S5 013 100R;
- Titan Eurosilver 100R;
- Moll X-Tra Charge 100R;
- Topla EFB 90R;
- Moll Kamina Start 100R;
- Varta G14 AGM;
- Solite AGM 95R.
Диапазон цен на представленные аккумуляторные батареи, которые могут быть установлены на грузовые машины ЗИЛ, варьируется от 5 до 20 тысяч рублей. Как видите, ассортимент более чем внушительный.
Требования к АКБ
При эксплуатации и обслуживании автомобилей грузового типа от завода ЗИЛ важно соблюдать и придерживаться определённых требований, предъявляемых в отношении аккумуляторной батареи.
Требования проявляются в следующих моментах:
- выводы клемм и перемычки должны иметь правильную геометрическую форму;
- не допускается наличие загрязнений и следов окислений на поверхности;
- в полностью заряженном состоянии аккумулятор должен иметь на каждом элементы по 2,12 В без нагрузки;
- при проверке нагрузочной вилкой в течение 5 секунд напряжение не должно опускаться ниже 1,7-1,8 В;
- разность напряжения между банками АКБ не должно быть более 0,1 В;
- разность плотности электролита в банках не должна превышать 0,01 г/см;
- на внутренних стенках и перегородках отсутствуют вздутия, следы коробления и трещины;
- на покоробившихся пластинах стрела прогиба не превышает показатель в 3 мм;
- число пустых ячеек и сквозных отверстий в пластинах не более 2;
- в решётках отсутствуют надломы и трещины;
- цвет положительных пластин варьируется от чёрного до тёмно-коричневого;
- пластины достаточно мягкие;
- на поверхности отсутствуют белые следы, указывающие на сульфатацию.
Если аккумулятор от ЗИЛа не соответствует указанным требованиям, тогда её отправляют на восстановление, либо на утилизацию.
Подготовка и заряд аккумулятора
На автомобилях ЗИЛ, используемых для различных грузовых перевозок, часто применяют сухозаряженные АКБ.
В этом случае их необходимо подготовить к работе. Для этого внутрь банок аккумулятора заливается электролит.
Согласно правилам, для электролита должна применяться аккумуляторная серная кислота, соответствующая ГОСТУ 667-53, а также дистиллированная вода по ГОСТу 6709-53. Если смешивание осуществляется своими руками, тогда следует применять стеклянные, керамические, эбонитовые или освинцованные ёмкости.
Причём важно соблюдать правило, согласно которому сначала в тару заливают дистиллированную воду и только потом тонкой струйкой начинают постепенно добавлять серную аккумуляторную кислоту.
Добавление воды в концентрированную серную кислоту опасно тем, что могут возникнуть брызги, способные попасть на кожу и на слизистые. А это потенциально очень опасно для здоровья.
Температура заливаемой рабочей жидкости в АКБ должна находиться в пределах от 5 до 25 градусов Цельсия. Для тропического климата допускается температура до 30 градусов Цельсия.
Заливать рабочую аккумуляторную жидкость следует так, чтобы уровень электролита оказался на 10-15 мм выше, чем предохранительные щитки над пластинами.
Также существует определённая схема для зарядки аккумулятора, устанавливаемого на ЗИЛ 131.
Относительно зарядки АКБ можно представить следующие рекомендации:
- Заряжать батарею нужно минимум через 20 минут, но максимум через 2 часа после заполнения электролитом сухозаряженного аккумулятора.
- Перед зарядкой обязательно проверяются параметры плотности.
- Если плотность электролитической жидкости упадёт не более чем на 0,03 г/см3 в сравнении с параметрами залитого состава, тогда батарею можно эксплуатировать без зарядки.
- Когда плотность понижается больше чем на 0,03 г/см3, тогда устройство подключается к зарядному оборудованию.
- При зарядке важно строго соблюдать полярность. Минус на минус и плюс на плюс.
- Зарядное устройство настраивается исходя из номинальной мощности АКБ. В нормальных условиях зарядка происходит током 10% от номинальных параметров ёмкости. То есть при 100 Ач нужно использовать ток 10 А и заряжать 10 часов при напряжении 14,4 В.
- Заряжать аккумулятор можно лишь при условии, что температура электролита не превышает 30 градусов Цельсия для региона с умеренным климатом и не более 36 градусов для тропиков.
Будет правильно, если зарядка осуществляется согласно инструкции производителя АКБ. Обычно изготовитель прописывает все необходимые параметры, включая значения зарядного тока. Отталкивайтесь от них.
Как снять и заменить АКБ
Самостоятельная замена АКБ на ЗИЛ 131 и других версиях этого грузового автомобиля не представляет собой ничего принципиально сложного. Главная проблема заключается в массе самой батареи. Ведь аккумулятор может весить порядка 30-40 килограммов, в зависимости от модели и производителя.
В остальном же, чтобы заменить АКБ на ЗИЛе, потребуется сделать следующее:
- отключить зажигание и вытащить ключ из замка;
- отключить выключатель АКБ;
- открутить прижимные винты фиксации щитка;
- снять щиток;
- освободить крепление аккумулятора;
- для этого нужно ослабить прижимную гайку;
- используя скобу, выдвинуть из гнезда источник питания;
- освободить от держателей крышку и снять её;
- отключить минусовую клемму от батареи;
- затем снять плюсовой провод с аккумулятора;
- ослабить натяжение гаек стяжных болтов;
- выдвинуть рукоятки аккумулятора вверх;
- вытащить из подкапотного пространства старую батарею.
Далее, но уже в обратной последовательности, на машину устанавливая новый аккумулятор, соответствующий требованиям грузового автомобиля ЗИЛ.
Нельзя сказать, что замена АКБ на такой машине как ЗИЛ, вне зависимости от версии и модификации, простая задача. Это массивные и тяжёлые аккумуляторы. Поэтому вытаскивать её и устанавливать требуется предельно аккуратно. Не забывайте о базовых принципах техники безопасности и следуйте инструкциям, чтобы не допустить никаких нежелательных ошибок.
Кто сталкивался с заменой АКБ на ЗИЛах? Какие трудности у вас возникли? Какой аккумулятор выбрали для замены?
Так много требований к АКБ, а я даже и не знал о них. Теперь при выборе аккумулятора буду более внимателен.
Откровенно говоря, прошлый век. Да, завод встал в 2016 году. Но нормальные машины перестали выпускать еще в начале 90х. Сейчас мало что адекватного осталось из советских ЗИЛов.
Да ничего сложного тут нет. Открутил, отключил, вытащил, поставил на место. Хотя хрупкая дама с такой задачей тут точно не справится. Но я и сомневаюсь, что женщины вообще знают, что такое ЗИЛ и как ими управлять.
Старая добрая советская техника. В России тоже их собирали. Но уже не то, как говорится. Я помню, как учился ездить с дедом на ЗИЛе. Вот то были эмоции и впечатления. А сейчас с грустью смотришь на эти машины на самом деле.
Работаю на сервисе для грузовиков. ЗИЛы у нас не самые частые гости, но встречаются. Как раз на последнем меняли АКБ. Взяли Мутлу Мега Кальциум. Довольно хорошая батарея вообще. Часто встречаю ее в грузовых и легковых машинах. Но только характеристики конечно же разные.