Какого-то общего стандарта касательно маркировки аккумуляторных батарей не существует. Другими словами, иногда затруднительно даже определить базовые характеристики АКБ – такие, как ёмкость или пусковой ток. Что уж тут говорить о дате выпуска – нужно быть очень проницательным, чтобы в изобилии букв и цифр вычленить год и месяц изготовления. В некоторых случаях эта информация представлена в зашифрованном виде, так что без инструкции узнать это вообще нереально.
Впрочем, для современных кальциевых АКБ дата выпуска особого значения не имеет – если соблюсти правила хранения, время нахождения на складе на срок эксплуатации батареи не влияет, как и её эксплуатационные характеристики.
- Параметры маркировки аккумуляторных батарей
- Как узнать год выпуска аккумулятора отечественного производства
- Маркировка автомобильных аккумуляторов европейского производства
- Как определить дату производства аккумуляторов американского производства
- Маркировка АКБ легковых автомобилей азиатского производства
- Расшифровка маркировки АКБ у разных производителей
Параметры маркировки аккумуляторных батарей
Впрочем, время нахождения на полках магазинов всё же имеет значение – ток саморазряда имеется у всех АКБ, независимо от типа. А значит, со временем даже новая батарея теряет некоторую часть своих полезных свойств. Чтобы этого не произошло, и нужно стремиться покупать только недавно выпущенные батареи, а для этого необходимо разбираться в маркировке автомобильных аккумуляторов.
Отметим, что время безопасного хранения зависит от типа аккумулятора, и приобретать батарею, пролежавшую сверх рекомендованного срока, крайне нежелательно.
Для обычных свинцово-кислотных АКБ это 6–10 месяцев, если пластины батареи легированы серебром – 12–15 месяцев, срок безопасного хранения кальциевых АКБ составляет порядка 2 лет. Но даже лучшие образцы, демонстрирующие способность не менять характеристики по прошествии трёх лет хранения, после истечения этого срока начинают деградировать.
Но где на автомобильном аккумуляторе указана дата выпуска? Увы, единого стандарта не существует. Каждый производитель размещает эту информацию там, где посчитает необходимым, а форматов отображения даты изготовления насчитывается около двух десятков.
Обычно год выпуска проставляют в следующих местах:
- на основной этикетке;
- сбоку, на специальной наклейке;
- непосредственно на крышке батареи.
Существует также основная маркировка АКБ легковых автомобилей, на которой указываются важнейшие параметры батареи (ёмкость, пусковой ток, иногда габариты или исполнение корпуса).
Так, российский стандарт маркировки имеет следующий вид: 6СТ-55АПЗ. Цифра 6 указывает на количество секций, аббревиатура «СТ» – что это стартерная батарея, по следующим двум цифрам можно определить ёмкость. Буква «А» указывает на исполнение корпуса (общее с крышкой), «П» – что сепаратор изготовлен из полиэтилена («М» – сепаратор из мипласта, но такие уже давно не изготавливают), «З» – залитый электролитом.
Стандарт EN, принятый в Старом Свете, предполагает использование только цифрового обозначения, где важными являются 2–3 цифры (ёмкость) и две последние (ток холодной прокрутки, значение нужно умножить на 10).
Маркировка по стандарту SAEJ537 (США) имеет вид А34 750, где две цифры после буквы «А» означают номер группы, по которому можно определить габариты изделия, а три последние цифры – значение тока холодной прокрутки.
Как узнать год выпуска аккумулятора отечественного производства
Проще всего узнать, где на аккумуляторе находится год выпуска, на изделиях российского производства. Чаще всего дата изготовления выбита на самом корпусе, и найти её не составляет большого труда. К примеру, у АКБ «Тюменский медведь», Batbear, бренда «Ямал» дата маркируется шестью цифрами. Первые две обозначают месяц, оставшиеся четыре – год.
Кодировка из четырёх цифр (две на месяц, две на год) характерна для батарей производства фабрики «Актех», а также для казахских брендов «Unikum» и «Bars».
С аккумуляторами «Исток» и изделиями «Курского завода аккумуляторов» несколько сложнее: здесь батареи маркируются двумя группами цифр (в первой – 4, во второй – 6). Первая группа кодирует номер партии, а вот следующие 5 – дату изготовления. Первая цифра второй группы – это год (например, 7 означает 2017), вторая – полугодие, третья – номер месяца в полугодии, 4–5 – число.
Немного запутанная маркировка даты и у АКБ «Titan» и «Cobalt»: из пяти символов на дату изготовления указывают первые четыре. Сначала идёт день недели, затем – две цифры, обозначающие номер недели (от 1 до 52), затем – буква, кодирующая год (2020 соответствует L, 2019 – X, 2018 – Т, 2017 – S).
Маркировка автомобильных аккумуляторов европейского производства
На АКБ брендов «Varta», «Bocsh» используется маркировка, состоящая из 11 символов. Дата выпуска аккумулятора закодирована в 4–6 цифрах. Так, четвёртая цифра обозначает год выпуска, 5–6 – код месяца, угадать который невозможно (скажем, 17–20 обозначают январь–апрель, 53–60 – май–декабрь).
Остальные производители придерживаются стандарта DIN (пятисимвольная маркировка) или стандарта FLT (девятисимвольное обозначение). В обоих стандартах первые три цифры – это ёмкость с вычетом 500, но кодировка года и месяца изготовления не предусмотрена – она указывается либо на этикетке, либо на корпусе.
Как определить дату производства аккумуляторов американского производства
В США принято маркировать АКБ в соответствии с правилами стандарта SAE J537.
Она состоит из одной буквы и пяти цифр. Впереди стоит буква «А», обозначающая принадлежность батареи к автомобильному типу. Две последующие цифры кодируют габариты изделия, затем указывается номинал пускового тока. Это означает, что в маркировке такого аккумулятора отсутствуют сведения о дате производства, их нужно искать на корпусе.
Маркировка АКБ легковых автомобилей азиатского производства
Хотя здесь стараются придерживаться японского стандарта JIS D 5301, касательно обозначения года выпуска единство не достигнуто и здесь. Скажем, у японских брендов «FB» и «Panasonic» информация об этом нанесена на дно АКБ в виде шести цифр, где первые 2 цифры указывают на год, следующие две – на месяц, и последние – на число изготовления.
На новых моделях батарей FB дата выгравирована на накладке, и здесь при расшифровке маркировки аккумулятора нужно интерпретировать дату с точностью до наоборот: сначала идёт число, затем – месяц, и в конце – год.
Фирма «Totachi» использует два формата кодировки даты выпуска.
В одном из них, шестисимвольном, первая цифра обозначает год, вторая буква – месяц (А – январь, В – февраль и т. д.), последние две цифры – день.
Второй формат более сложен, он состоит из набора букв и цифр, где первая буква кодирует год (нужно использовать таблицу соответствия), а буква посередине – месяц, тоже отнюдь не по порядку.
Рассмотрим теперь, как узнать дату выпуска аккумуляторов корейских производителей.
Бренд «Solite» маркирует дату на корпусе, в пяти символьном коде символы 2–4 кодируют месяц и число, последняя цифра – год выпуска.
В АКБ «Nordix», «Rocket», «Global&Yusa», «Startex» используется похожая кодировка, но в ином порядке: первая цифра обозначает год, следующая буква – месяц (от А до L по порядку), последние две цифры – число.
В батареях «Puma Gold» посмотреть дату выпуска ещё проще: по той же схеме, что и предыдущие аккумуляторы, но без лишних передних символов.
Расшифровка маркировки АКБ у разных производителей
Как видим, дата изготовления аккумулятора указывается по-разному. Отсутствие единого стандарта сильно затрудняет поиск и расшифровку этой информации, в подавляющем большинстве случаев без использования соответствующих справочных материалов проверить год и месяц производства батареи невозможно.
Что тут говорить, если даже опытные аккумуляторщики зачастую вынуждены пользоваться такими таблицами в зависимости от машины и установленного аккумулятора. Впрочем, потребность в получении этих данных у них формально отсутствует, а вот для покупателя эта информация важна. Впрочем, при желании нужные данные можно легко найти в интернете, воспользовавшись смартфоном или иным мобильным гаджетом. Главное – помнить, что при покупке такая проверка не помешает.
Всегда думал, что он указан на самом аккумуляторе
Как всё сложно, неужели нельзя было написать всё понятно, чтобы не приходилось потом пользоваться такими статьями для расшифровки.