Грузовые автомобили МАЗ можно считать настоящей гордостью Белорусской автомобильной промышленности. Эти машины широко распространены во многих странах мира. Хотя основные потребители — это клиенты из Беларуси, России, Украины, Казахстана, стран СНГ и Таможенного Союза.
Наиболее актуальными являются такие шасси МАЗ как 5340М4, 5550М4, 6312М4, 5440 и другие. То есть речь пойдёт именно о более современных моделях грузовиков белорусского производства. Будет интересно и полезно узнать, какая АКБ штатно устанавливаются на эти машины, изучить их характеристики, особенности замены и обслуживания.
Особенности штатных батарей
Первым делом многих интересует, какой аккумулятор с завода устанавливается на МАЗ. Белорусский автопроизводитель грузовых машин отдал предпочтение стартерным батареям отечественного производства. Поэтому, если вы ещё не знаете, какие аккумуляторы изначально стоят на МАЗ, тогда запомните, что это батареи марки Зубр.
Подавляющее большинство актуальных грузовиков и автобусов марки МАЗ комплектуется с заводами именно АКБ Зубр. Но прежде чем приобрести для МАЗ Зубрёнок или другой модели подходящую АКБ, нужно понять, какие характеристики выдают аккумуляторы, которые стоят на грузовых авто.
Наиболее распространённая батарея на машинах МАЗ — это Zubr Professional R+.
Такой штатный источник питания обладает следующими характеристиками:
- ёмкость 190 Ач;
- пусковой ток холодной прокрутки 1150 А;
- габаритные размеры 513х220х217 мм;
- полярность прямая;
- типоразмер европейский.
Новые автобусы и грузовые автомобили МАЗ комплектуются одновременно 2 аккумуляторными батареями. Они имеют напряжение 12 В. Подключаются последовательно, что позволяет получить 24 В в сумме. Ёмкость остаётся 190 Ач.
А при параллельном подключении напряжение было бы 12 В, но ёмкость суммировалась бы между двумя стартерными батареями. Это означает, что покупать, менять и устанавливать придётся одновременно два аккумулятора.
Как выбрать АКБ на замену
Сначала необходимо подобрать соответствующие АКБ для замены старых. Здесь следует отталкиваться от параметров штатных батарей, поскольку слишком большие или ёмкие батареи могут попросту не поместиться в отсеке, предусмотренном для их размещения и подключения.
Специалисты рекомендуют обращать внимание на такие характеристики:
- ёмкость от 190 Ач до 220 Ач, если предусматривается подключение дополнительных потребителей;
- пусковой ток в диапазоне от 1150 до 1250 А, чего вполне достаточно даже для эксплуатации в тяжёлых условиях и при сильных морозах;
- габаритные размеры могут быть чуть больше штатной АКБ и составлять около 513х223х223 мм;
- полярность прямая грузовая, то есть плюс должен находиться с правой стороны;
- европейский типоразмер.
В некоторых случаях встречается и обратная полярность. Но это достаточно большая редкость.
Просто загляните в отсек с АКБ и посмотрите, с какой стороны располагается плюс, а с какой минус. Если минус слева, а плюс справа, то полярность прямая. Если наоборот, то перед вами вариант с обратной полярностью.
Предлагаемый ассортимент
Помимо уже представленной оригинальной батареи, для замены АКБ на грузовых автомобилях и автобусах МАЗ можно приобрести различные аналоги.
В качестве достойных вариантов для замены стоит представить такие модели аккумуляторных батарей:
- Fora-S 190;
- Active Frost 190;
- Uragan 190;
- Alfa Hybrid;
- Mega Batt 190;
- Atlant 190;
- Maff Premium Truck Line;
- Tudor Professional TG1905;
- СтартБат 6СТ-190;
- Kainar Euro 190;
- Exide Professional Power;
- Akom 190 Euro;
- Akom 6CT-220;
- TAB Polar Truck и другие.
Предварительно рекомендуется изучить характеристики батарей, которые находятся в настоящее время на машине МАЗ и подлежат замене. Это позволит максимально точно определить нужные характеристики и не ошибиться в выборе.
Как зарядить батареи
При эксплуатации автомобилей МАЗ аккумулятор должен быть постоянно полностью заряжен. Но учитывая, сколько некоторым водителям приходится ездить на короткие дистанции с частыми остановками на МАЗе, АКБ могут разряжаться и не успевать получать нужный заряд от генератора.
Обе батареи должны быть исправными и обеспечивать свои оптимальные характеристики на МАЗе. Если же один аккумулятор вышел из строя, а второй заряжен и функционирует нормально, то стабильно бортовая сеть работать не будет. Нужно заменить АКБ. Но когда обе батареи, подключённые последовательно, разряжены и не могут обеспечить нормальную работу грузовика, их можно попытаться восстановить путём зарядки.
Процедура зарядки должна соответствовать следующим правилам и требованиям:
- Подберите зарядное устройство, которое соответствует номинальному напряжению АКБ. Лучше использовать автоматические ЗУ. Но можно обойтись и устройствами с ручной настройкой.
- Заряжать аккумулятор нужно по одному. Не рекомендуется подключать к ЗУ одновременно 2 АКБ.
- Подключите ЗУ к АКБ, строго соблюдая полярность.
- Если это обслуживаемая батарея, пробки нужно выкрутить. Можно не до конца.
- Проверьте температуру электролита перед началом зарядки. Она не должна превышать 35 градусов Цельсия.
- На заряжаемую АКБ нужно подавать напряжение в диапазоне от 13,6 до 14,4 В.
- Проводите работы только в хорошо проветриваемом помещении.
- Ток заряда должен составлять 10% от номинальной ёмкости обслуживаемой батареи.
- Как только на выводах напряжение достигнет значения в 14,4 В, параметры зарядного тока нужно уменьшить в 2 раза.
- Зарядку продолжайте до тех пор, пока напряжение и плотность электролита не будут сохраняться стабильными в течение 2 часов. Это будет указывать на полный заряд.
- Процедуру выполняйте до того момента, когда не начнётся обильное газовыделение из всех банок.
- Параллельно контролируйте напряжение с помощью вольтметра или мультиметра.
- Заряжая АКБ, контролируйте температуру электролита. Она не должна превышать отметку в 45 градусов Цельсия. Если температура будет выше, то зарядный ток уменьшите ещё в 2 раза. Либо остановите ЗУ и подождите, пока электролит остынет до необходимых 30-35 градусов Цельсия.
- Завершив процедуру зарядки, проверьте параметры плотности электролита с помощью ареометра. Если они не соответствуют норме, тогда показатели нужно будет откорректировать. Делайте это путём доливки качественной дистиллированной воды.
- Если вы доливали дистиллированную воду, тогда после заливки подождите 30-40 минут и снова подключите аккумулятор к зарядному устройству.
- Отключите зарядное устройство из сети. Дождитесь, когда процесс газовыделения полностью остановится. Только после этого можно отключать клеммы ЗУ от аккумуляторной батареи.
Завершив процедуру зарядки первого аккумулятора, повторите то же самое со второй АКБ. Если есть такая возможность, то воспользуйтесь одновременно двумя ЗУ для зарядки 2 АКБ.
При отсутствии крышек на АКБ грузовика МАЗ вы имеете дело с необслуживаемыми батареями. Они более дорогие, но простые в эксплуатации и обслуживании.
Необслуживаемые грузовые аккумуляторы следует заряжать только автоматическими зарядными устройствами.
Не стоит рисковать и пытаться восполнить заряд устаревшими моделями ЗУ с ручной настройкой. Можно вывести АКБ из строя.
Как выполнить замену батарей
На самом деле подключить приобретённые аккумуляторы на МАЗ не так сложно. С этой работой можно справиться своими руками. Только учтите, что извлечь и поставить АКБ довольно тяжело именно из-за внушительного веса самих батарей. Поэтому будьте предельно осторожными. Либо заручитесь поддержкой напарника, с которым можно в 4 руки вытащить и установить АКБ.
А схема подключения новых аккумуляторов на машины МАЗ относительно простая. Соблюдайте инструкцию, и проблем не возникнет.
Отключать аккумуляторы от сети допускается не раньше, чем через 8 минут после остановки двигателя. Это необходимо для того, чтобы восстановилась работоспособность системы нейтрализации отработанных газов.
Чтобы подключить свежие аккумуляторы на свой МАЗ, необходимо придерживаться следующей инструкции:
- Для начала следует отключить АКБ от бортовой сети. Для включения/отключения батареи нужно попеременно нажать на дистанционный выключатель на приборной панели, до момента, когда не включится замок зажигания.
- Активация замка блокирует включение и выключение АКБ с помощью дистанционного выключателя. За счёт деактивации выключателя отключается клемма +24В от бортовой сети МАЗ.
- Далее откройте замки отсека, где находятся АКБ, с снимите защитную крышку.
- Отключите клеммы минус на двух батареях. После этого можно отключать плюсовые клеммы.
- Открутите крепления, которые удерживают аккумуляторы.
- Теперь из контейнера извлеките поочерёдно оба аккумулятора. Обычно они находятся на салазках, а сами АКБ оснащаются удобными ручками для переноски.
- Вытащите старые стартерные батареи и на их место поставьте пару новых АКБ.
- Сборка узла осуществляется в обратной последовательности.
Когда вам удалось поставить на место новые АКБ, их нужно лишь подключить, строго соблюдая полярность. В завершении остаётся только подсоединить две последовательно соединённые батареи с бортовой сетью. А для этого активируйте дистанционный выключатель. На этом процедуру замены АКБ на грузовых машинах МАЗ можно считать завершённой.
Приходилось ли вам сталкиваться с продукцией завода МАЗ? Кто обслуживал, менял или заряжал аккумуляторы на них? Какие сложности возникали?
Замена АКБ на МАЗе — это настоящая головная боль. Статья очень помогла разобраться, как правильно выбрать и установить аккумулятор.
Сложностей особо не было. Разве что не совсем удобно было вытаскивать батареи. Но там предыдущий владелец что-то переделал под себя. А так все по стандарту для грузовиков. 2 батареи, обычные крепления, полюсовка и так далее.
Водил пару лет грузовик МАЗ, когда работал в грузоперевозке. Обслуживал иногда сам, поскольку прямо в рейсе приходилось доливать дистиллят, заряжать аккумулятор. Замену не проводил. Да и за 2 года аккумуляторы не вышли из строя.