Эксплуатация, обслуживание, выбор и замена аккумулятора на тракторе Т-40

Трудно себе представить сельское и фермерское хозяйство без трактора. Это универсальная техника, способная выполнять различные виды работ. Помимо современных машин, до сих пор активно используются и разработки советских времён. Среди них трактор Т-40.

Это колёсный трактор, производство которого велось на Липецком тракторном заводе. Модель продержалась на конвейере достаточно долго, начиная с 1961 года. Производство завершилось лишь в 1995 году.

Синий и оранжевый тракторы

Будет полезно и интересно узнать, какая АКБ используется на Т-40, как её обслуживать, заряжать и менять.

Технические характеристики штатной АКБ

Аккумуляторная батарея, размещаемая в специальном кейсе на тракторе Т-40, необходима для обеспечения нормальной работы техники в тёмное время суток и не только.

Модели Т-40, оснащённые стартером, комплектовались двумя аккумуляторами по 6 Вольт каждый. Их соединяли последовательно. В сумме это позволяло получать 135 Ач ёмкости.

Если на технике предусматривалось наличие пускача, то есть пускового устройства для двигателя, тогда вполне можно было обходиться и одной батареей на 12В.

Аккумулятор для трактора Т-40

Первые модели Т-40 выпускались именно с двумя 6-вольтовыми аккумуляторными батареями. Для их размещения был предусмотрен специальный ящик, закреплённый на картере маховика.

Как проверить ёмкость

Поскольку для тракторной техники в основном используют обслуживаемые аккумуляторные батареи, то наиболее простым способом проверки ёмкости является использование ареометра. Именно плотность рабочей жидкости сообщит, в каком текущем состоянии находится агрегат.

Также проверить состояние батареи можно с помощью нагрузочной вилки. Но не у каждого такой прибор есть в распоряжении. Плюс требуются определённые навыки и знания для его применения.

Измерение плотности электролита в АКБ

Параметры плотности определяются исходя из текущих климатических условий. В регионах с холодным климатом, где температура может достигать от -15 до -50 градусов Цельсия, параметры плотности электролита при полностью заряженном аккумуляторе следующие:

  • зимой 1,30 г/см3;
  • летом 1,26 г/см3;
  • круглый год 1,28 г/см3.

Если это зона с умеренным климатом, тогда нужно ориентироваться на такие параметры:

  • при температуре зимой от -8 до -15 градусов Цельсия плотность должна быть 1,26 г/см;
  • в жарком и сухом климате 1,24 г/см3;
  • в условиях тёплого влажного климата 1,22 г/см3.

Таблица плотности электролита в зависимости от температуры

При этом допускается незначительное отклонение от указанных значений. Но не более чем на 0,01 г/см3 в большую или меньшую сторону.

Как правильно заряжать аккумулятор на Т-40

Вообще схема зарядки для аккумулятора, установленного в специальный аккумуляторный ящик трактора Т-40, не особо отличается от зарядки других автомобильных батарей.

Здесь потребуется учитывать несколько моментов:

  • предварительно нужно убедиться, что в АКБ используется качественный электролит на основе серной аккумуляторной кислоты и чистой дистиллированной воды;
  • если это сухозаряженный аккумулятор, тогда его сначала заполняют смесью электролита;
  • на зарядку залитые АКБ разрешается ставить только через 4-6 часов после заправки;
  • аккумулятор нужно подключать к зарядному устройству, когда температура электролита составляет не более 30 градусов;
  • схема подключения АКБ к ЗУ стандартная, с соблюдением полярности и техники безопасности;
  • процедура зарядки продолжается до тех пор, пока не начнётся активное выделение газов, то есть электролит начнёт кипеть;
  • кипение должно происходить во всех банках;
  • параллельно с этим параметры напряжения и плотности при зарядке остаются неизменными в течение 3 часов.

Это указывает на то, что аккумулятор зарядился.

Две аккумуляторных батареи заряжаются

Довольно стандартная схема, используемая для зарядки аккумулятора для трактора советского образца Т-40. Хотя стоит отметить, что его сборка продолжалась ещё и после распада СССР, вплоть до 1995 года.

Особенности хранения

В ситуациях, когда трактор Т-40 выведен из эксплуатации и ждёт сезона начала работ, аккумулятор снимают и отправляют на хранение.

Относительно хранения АКБ есть несколько рекомендаций:

  • заряженные аккумуляторы от Т-40, наполненные электролитом, рекомендуется хранить в прохладных помещениях;
  • оптимальной считается температура не выше 0 градусов Цельсиях;
  • в условиях холода АКБ может храниться около 1,5 лет;
  • если держать батарею при комнатной температуре, тогда срок хранения составит не более 9 месяцев;
  • при комнатной температуре АКБ нужно минимум 1 раз в месяц проверять на плотность и температуру электролита;Мужчина проверяет аккумулятор
  • максимально допустимая минусовая температура для хранения тракторного аккумулятора составляет до -30 градусов Цельсия;
  • если это неотапливаемое помещение, тогда в зимний период также рекомендуется проверять плотность электролита и следить за тем, чтобы он не замёрз;
  • если есть риск замерзания рабочей смеси, АКБ следует временно перенести в тёплое помещение, либо поставить на зарядку, что позволит поднять плотность.

Чтобы электролит не замёрз зимой, когда трактор эксплуатируется, доливать в банки АКБ дистиллированную воду, если уровень упал ниже нормы, рекомендуется непосредственно перед выездом.

Выбор нового аккумулятора

Теперь к вопросу выбора и замены аккумуляторов на тракторах Т-40.

Как уже говорилось ранее, изначально на Т-40 ставили пару аккумуляторов на 6 Вольт каждый и соединяли их последовательно. В итоге получалась одна 12-вольтная батарея ёмкостью 135 Ач.

Фактически при выборе можно использовать следующие варианты:

  • попытаться найти аналогичные 6-вольтовые АКБ на 135 Ач ёмкости;
  • взять одну аккумуляторную батарею на 12 В и 135 Ач;
  • использовать один аккумулятор на 12 В и 75-80 Ач.

Первый вариант уже вряд ли стоит рассматривать. Отыскать такую АКБ целая проблема.

Универсальное решение — это современный аккумулятор для грузовой техники на 12 В и 135 Ач. Актуально для тракторов, которые используют стартер для запуска двигателя.

Если же на тракторе Т-40 стоит пускач, то есть специальный пусковой двигатель, работающий совместно с основным мотором, тогда вполне можно обойтись и одним автомобильным аккумулятором на 12 В и буквально на 75-80 Ач.

Владельцы Т-40 рекомендуют при эксплуатации зимой и в условиях холодного климата ориентироваться на более ёмкие батареи. Но также многие отмечают, что им вполне хватает и 75 Ач в условиях круглогодичной работы трактора Т-40.

Аккумулятор Banner Fuffalo Bull SHD

Если выбирать среди грузовых аккумуляторов на 135 Ач, тогда можно рассмотреть следующие модели:

  • TAB 135L;
  • Bosch T3045;
  • TAB 135 AL;
  • Banner Fuffalo Bull SHD;
  • Alphaline 135 рус и так далее.

Ассортимент не такой большой на самом деле, но найти достойный и подходящий для Т40 вариант всё же можно.

Аккумулятор Blizzaro Sliverline 75L

Если же в вашем случае хватает и 75-80 Ач, что актуально для тракторов Т-40 АМ, в том числе, то здесь выбор куда более разнообразный:

  • Стандарт 75L;
  • Атака 77L;
  • Tumen Premium 77L;
  • Unicorn Grey 75L;
  • Blizzaro Sliverline 75L;
  • Akom 75L;
  • Varta Standart L3R-1;
  • Varta Blue E12;
  • Bosch S4 009;
  • Forse 74L;
  • Bost 74L и другие.

В этом случае ориентироваться нужно на такие параметры аккумуляторной батареи:

  • прямая полярность;
  • ёмкость от 74 до 77 Ач;
  • пусковой ток от 550 до 780 А;
  • европейский тип клемм.

Проблем с размещением быть не должно. Аккумуляторный кейс достаточно вместительный.

Аккумулятор Tumen Premium 77L

Замена АКБ на Т-40

Для размещения АКБ предусмотрен специальный аккумуляторный кейс. То есть тут открывать капот и пробираться через другие узлы не придётся. Фактически батарея в лёгком доступе всегда.

Смысл заключается в следующем:

  • выключить двигатель;
  • открутить крепления аккумуляторного кейса;
  • снять прижимной элемент, который удерживает батареи;
  • отключить минусовую клемму, убрать провод в сторону;
  • снять наконечник плюсовой клеммы, также открутив крепление;
  • проверить состояние проводов, при необходимости их зачистить, обработать смазкой;
  • зачистить установочную площадку;
  • поставить новый аккумулятор, либо сразу пару батарей, в зависимости от ситуации;
  • подключить АКБ, соблюдая полярность;
  • сначала на вывод батареи накинуть плюсовой провод с наконечником;
  • затем закрепить минусовую клемму.

Два аккумуляторных кейса

Остаётся лишь собрать конструкцию аккумуляторного ящика. На этом работа считается завершённой.

Обслуживание АКБ при эксплуатации Т-40

Согласно техническому регламенту, аккумулятор на Т-40 подлежит обязательному уходу в процессе эксплуатации.

Причём оговорен даже интервал между техническим уходом. Есть 2 интервала, в рамках которых нужно проводить определённые мероприятия.

Технический уход каждые 60 часов работы трактора Т-40:

  • пролитый электролит на поверхности батареи должен протираться с помощью чистой ветоши, смоченной в растворе 10% нашатырного спирта, либо кальцинированной соды;
  • выводы клемм АКБ и наконечники нужно очищать от окислений;
  • проверяется и при необходимости очищается вентиляционное отверстие для аккумуляторов;
  • проверяется уровень рабочей жидкости в каждой банке;
  • при необходимости доливается дистиллированная вода.

При этом запрещено добавлять электролит, либо серную аккумуляторную кислоту в чистом виде.

Технический уход за АКБ на тракторе Т-40 каждые 240 часов работы предусматривает следующие процедуры:

  • проверка разряженности аккумулятора по плотности электролита в банках;
  • проверка целостности корпуса аккумулятора.

Когда АКБ на тракторе Т-40 работает непрерывно в течение 18 месяцев, аккумулятор необходимо снять для ремонта и обслуживания.

Т-40 — это старая, но проверенная временем сельскохозяйственная техника. Несмотря на солидный возраст, она до сих пор активно эксплуатируется и считается одной из лучших в своём сегменте.

Вы когда-то встречали трактор Т-40? Что скажете про эту технику? Приходилось ли обслуживать, менять аккумулятор на Т-40?

Всё про автомобильные аккумуляторы
Комментарии: 4
  1. Клим

    Проверка ёмкости оказалась не такой сложной процедурой, как я думал, до прочтения статьи.

  2. Кирилл

    Работав одно время на ферме, там как раз было несколько видов спецтехники. Среди них и Т40. Прикольный аппарат. Хотя и внешне конечно именно трактр из прошлого. Но собака надежный как АК-47. Работал там он уже более 20 лет. Мне лишь приходилось пару раз доливать в банки электролит. Кстати там стояла АКБ на 140 Ач если не ошибаюсь. Одна.

  3. Мирон

    Ездил на таком. Стоял пускач. Поэтому обходились аккумулятором на 77 ач. Хватало вполне. Причем брали какой-то самый дешевый аккум. То ли Атака, то ли Русская Звезда. Уже не помню.

  4. Яков

    Разве что в музее видел. Шучу конечно. Хотя я не удивлюсь, если Т-40 окажется в каком-то музее в качестве экспоната. Достойный трактор своего времени. Отпахал нормально на наших землях.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: