Трудно себе представить сельское и фермерское хозяйство без трактора. Это универсальная техника, способная выполнять различные виды работ. Помимо современных машин, до сих пор активно используются и разработки советских времён. Среди них трактор Т-40.
Это колёсный трактор, производство которого велось на Липецком тракторном заводе. Модель продержалась на конвейере достаточно долго, начиная с 1961 года. Производство завершилось лишь в 1995 году.
Будет полезно и интересно узнать, какая АКБ используется на Т-40, как её обслуживать, заряжать и менять.
Технические характеристики штатной АКБ
Аккумуляторная батарея, размещаемая в специальном кейсе на тракторе Т-40, необходима для обеспечения нормальной работы техники в тёмное время суток и не только.
Модели Т-40, оснащённые стартером, комплектовались двумя аккумуляторами по 6 Вольт каждый. Их соединяли последовательно. В сумме это позволяло получать 135 Ач ёмкости.
Если на технике предусматривалось наличие пускача, то есть пускового устройства для двигателя, тогда вполне можно было обходиться и одной батареей на 12В.
Первые модели Т-40 выпускались именно с двумя 6-вольтовыми аккумуляторными батареями. Для их размещения был предусмотрен специальный ящик, закреплённый на картере маховика.
Как проверить ёмкость
Поскольку для тракторной техники в основном используют обслуживаемые аккумуляторные батареи, то наиболее простым способом проверки ёмкости является использование ареометра. Именно плотность рабочей жидкости сообщит, в каком текущем состоянии находится агрегат.
Также проверить состояние батареи можно с помощью нагрузочной вилки. Но не у каждого такой прибор есть в распоряжении. Плюс требуются определённые навыки и знания для его применения.
Параметры плотности определяются исходя из текущих климатических условий. В регионах с холодным климатом, где температура может достигать от -15 до -50 градусов Цельсия, параметры плотности электролита при полностью заряженном аккумуляторе следующие:
- зимой 1,30 г/см3;
- летом 1,26 г/см3;
- круглый год 1,28 г/см3.
Если это зона с умеренным климатом, тогда нужно ориентироваться на такие параметры:
- при температуре зимой от -8 до -15 градусов Цельсия плотность должна быть 1,26 г/см;
- в жарком и сухом климате 1,24 г/см3;
- в условиях тёплого влажного климата 1,22 г/см3.
При этом допускается незначительное отклонение от указанных значений. Но не более чем на 0,01 г/см3 в большую или меньшую сторону.
Как правильно заряжать аккумулятор на Т-40
Вообще схема зарядки для аккумулятора, установленного в специальный аккумуляторный ящик трактора Т-40, не особо отличается от зарядки других автомобильных батарей.
Здесь потребуется учитывать несколько моментов:
- предварительно нужно убедиться, что в АКБ используется качественный электролит на основе серной аккумуляторной кислоты и чистой дистиллированной воды;
- если это сухозаряженный аккумулятор, тогда его сначала заполняют смесью электролита;
- на зарядку залитые АКБ разрешается ставить только через 4-6 часов после заправки;
- аккумулятор нужно подключать к зарядному устройству, когда температура электролита составляет не более 30 градусов;
- схема подключения АКБ к ЗУ стандартная, с соблюдением полярности и техники безопасности;
- процедура зарядки продолжается до тех пор, пока не начнётся активное выделение газов, то есть электролит начнёт кипеть;
- кипение должно происходить во всех банках;
- параллельно с этим параметры напряжения и плотности при зарядке остаются неизменными в течение 3 часов.
Это указывает на то, что аккумулятор зарядился.
Довольно стандартная схема, используемая для зарядки аккумулятора для трактора советского образца Т-40. Хотя стоит отметить, что его сборка продолжалась ещё и после распада СССР, вплоть до 1995 года.
Особенности хранения
В ситуациях, когда трактор Т-40 выведен из эксплуатации и ждёт сезона начала работ, аккумулятор снимают и отправляют на хранение.
Относительно хранения АКБ есть несколько рекомендаций:
- заряженные аккумуляторы от Т-40, наполненные электролитом, рекомендуется хранить в прохладных помещениях;
- оптимальной считается температура не выше 0 градусов Цельсиях;
- в условиях холода АКБ может храниться около 1,5 лет;
- если держать батарею при комнатной температуре, тогда срок хранения составит не более 9 месяцев;
- при комнатной температуре АКБ нужно минимум 1 раз в месяц проверять на плотность и температуру электролита;
- максимально допустимая минусовая температура для хранения тракторного аккумулятора составляет до -30 градусов Цельсия;
- если это неотапливаемое помещение, тогда в зимний период также рекомендуется проверять плотность электролита и следить за тем, чтобы он не замёрз;
- если есть риск замерзания рабочей смеси, АКБ следует временно перенести в тёплое помещение, либо поставить на зарядку, что позволит поднять плотность.
Чтобы электролит не замёрз зимой, когда трактор эксплуатируется, доливать в банки АКБ дистиллированную воду, если уровень упал ниже нормы, рекомендуется непосредственно перед выездом.
Выбор нового аккумулятора
Теперь к вопросу выбора и замены аккумуляторов на тракторах Т-40.
Как уже говорилось ранее, изначально на Т-40 ставили пару аккумуляторов на 6 Вольт каждый и соединяли их последовательно. В итоге получалась одна 12-вольтная батарея ёмкостью 135 Ач.
Фактически при выборе можно использовать следующие варианты:
- попытаться найти аналогичные 6-вольтовые АКБ на 135 Ач ёмкости;
- взять одну аккумуляторную батарею на 12 В и 135 Ач;
- использовать один аккумулятор на 12 В и 75-80 Ач.
Первый вариант уже вряд ли стоит рассматривать. Отыскать такую АКБ целая проблема.
Универсальное решение — это современный аккумулятор для грузовой техники на 12 В и 135 Ач. Актуально для тракторов, которые используют стартер для запуска двигателя.
Если же на тракторе Т-40 стоит пускач, то есть специальный пусковой двигатель, работающий совместно с основным мотором, тогда вполне можно обойтись и одним автомобильным аккумулятором на 12 В и буквально на 75-80 Ач.
Владельцы Т-40 рекомендуют при эксплуатации зимой и в условиях холодного климата ориентироваться на более ёмкие батареи. Но также многие отмечают, что им вполне хватает и 75 Ач в условиях круглогодичной работы трактора Т-40.
Если выбирать среди грузовых аккумуляторов на 135 Ач, тогда можно рассмотреть следующие модели:
- TAB 135L;
- Bosch T3045;
- TAB 135 AL;
- Banner Fuffalo Bull SHD;
- Alphaline 135 рус и так далее.
Ассортимент не такой большой на самом деле, но найти достойный и подходящий для Т40 вариант всё же можно.
Если же в вашем случае хватает и 75-80 Ач, что актуально для тракторов Т-40 АМ, в том числе, то здесь выбор куда более разнообразный:
- Стандарт 75L;
- Атака 77L;
- Tumen Premium 77L;
- Unicorn Grey 75L;
- Blizzaro Sliverline 75L;
- Akom 75L;
- Varta Standart L3R-1;
- Varta Blue E12;
- Bosch S4 009;
- Forse 74L;
- Bost 74L и другие.
В этом случае ориентироваться нужно на такие параметры аккумуляторной батареи:
- прямая полярность;
- ёмкость от 74 до 77 Ач;
- пусковой ток от 550 до 780 А;
- европейский тип клемм.
Проблем с размещением быть не должно. Аккумуляторный кейс достаточно вместительный.
Замена АКБ на Т-40
Для размещения АКБ предусмотрен специальный аккумуляторный кейс. То есть тут открывать капот и пробираться через другие узлы не придётся. Фактически батарея в лёгком доступе всегда.
Смысл заключается в следующем:
- выключить двигатель;
- открутить крепления аккумуляторного кейса;
- снять прижимной элемент, который удерживает батареи;
- отключить минусовую клемму, убрать провод в сторону;
- снять наконечник плюсовой клеммы, также открутив крепление;
- проверить состояние проводов, при необходимости их зачистить, обработать смазкой;
- зачистить установочную площадку;
- поставить новый аккумулятор, либо сразу пару батарей, в зависимости от ситуации;
- подключить АКБ, соблюдая полярность;
- сначала на вывод батареи накинуть плюсовой провод с наконечником;
- затем закрепить минусовую клемму.
Остаётся лишь собрать конструкцию аккумуляторного ящика. На этом работа считается завершённой.
Обслуживание АКБ при эксплуатации Т-40
Согласно техническому регламенту, аккумулятор на Т-40 подлежит обязательному уходу в процессе эксплуатации.
Причём оговорен даже интервал между техническим уходом. Есть 2 интервала, в рамках которых нужно проводить определённые мероприятия.
Технический уход каждые 60 часов работы трактора Т-40:
- пролитый электролит на поверхности батареи должен протираться с помощью чистой ветоши, смоченной в растворе 10% нашатырного спирта, либо кальцинированной соды;
- выводы клемм АКБ и наконечники нужно очищать от окислений;
- проверяется и при необходимости очищается вентиляционное отверстие для аккумуляторов;
- проверяется уровень рабочей жидкости в каждой банке;
- при необходимости доливается дистиллированная вода.
При этом запрещено добавлять электролит, либо серную аккумуляторную кислоту в чистом виде.
Технический уход за АКБ на тракторе Т-40 каждые 240 часов работы предусматривает следующие процедуры:
- проверка разряженности аккумулятора по плотности электролита в банках;
- проверка целостности корпуса аккумулятора.
Когда АКБ на тракторе Т-40 работает непрерывно в течение 18 месяцев, аккумулятор необходимо снять для ремонта и обслуживания.
Т-40 — это старая, но проверенная временем сельскохозяйственная техника. Несмотря на солидный возраст, она до сих пор активно эксплуатируется и считается одной из лучших в своём сегменте.
Вы когда-то встречали трактор Т-40? Что скажете про эту технику? Приходилось ли обслуживать, менять аккумулятор на Т-40?
Проверка ёмкости оказалась не такой сложной процедурой, как я думал, до прочтения статьи.
Работав одно время на ферме, там как раз было несколько видов спецтехники. Среди них и Т40. Прикольный аппарат. Хотя и внешне конечно именно трактр из прошлого. Но собака надежный как АК-47. Работал там он уже более 20 лет. Мне лишь приходилось пару раз доливать в банки электролит. Кстати там стояла АКБ на 140 Ач если не ошибаюсь. Одна.
Ездил на таком. Стоял пускач. Поэтому обходились аккумулятором на 77 ач. Хватало вполне. Причем брали какой-то самый дешевый аккум. То ли Атака, то ли Русская Звезда. Уже не помню.
Разве что в музее видел. Шучу конечно. Хотя я не удивлюсь, если Т-40 окажется в каком-то музее в качестве экспоната. Достойный трактор своего времени. Отпахал нормально на наших землях.