Автомобилистам приходится сталкиваться с большим количеством различных испытаний. Причём некоторые из них возникают совершенно неожиданно.
Ещё буквально несколько часов назад машина заводилась и ездила без каких-либо проблем. Но она постояла на стоянке, затем ключ, как обычно, вставили в замок зажигания, повернули, ничего не произошло. Двигатель молчит.
Если АКБ разрядилась, одним из способов выйти из сложившейся ситуации будет прикуривание с помощью другого автомобиля. То есть потребуется отыскать донора, готового прийти к вам на помощь. Но при такой процедуре важно учитывать некоторые особенности и следовать рекомендациям.
Насколько это вредно
Ходит большое количество разговоров относительно того, можно ли прикуривать собственную аккумуляторную батарею от другого транспортного средства, и к каким последствиям это может привести. И насколько безопасно помогать другим водителям, если они просят воспользоваться вашим авто в качестве донора.
Некоторые утверждают, что даже если прикуривать правильно, то вашу машину с севшим аккумулятором ничего плохого не ждёт. Зато вы сможете решить проблему, запустить двигатель, компенсировать утраченный заряд за счёт работы генератора, или хотя бы добраться своим ходом до ближайшего автосервиса.
Другие же думают, что это очень опасно и вредно. Можно полностью вывести из строя всю бортовую электросистему и столкнуться с дорогостоящим ремонтом. Куда рациональнее вызвать эвакуатор.
Прикуривать другую машину от своей будет действительно опасно, если в процессе помощи выполняется такой сценарий:
- при подключении у донора запущен мотор;
- получающий заряд автомобиль стоит с включёнными зажиганием и электроприборами;
- у донора ёмкость АКБ меньше, чем у потребителя (акцептора);
- не выполнены требования по подключению проводов;
- для прикуривания используют повреждённые провода, с плохой изоляцией или малым сечением;
- стороны не придерживаются элементарных правил безопасности.
Если всё выполнять правильно и по инструкции, никаких проблем не возникнет ни у одной из сторон процедуры.
Потому важно запомнить следующее:
- донором должна быть машины с такой же ёмкостью АКБ или больше;
- применяются только исправные провода;
- сначала подключается плюс, потом минус;
- АКБ-донор не старая, не имеет признаков утечки электролита;
- донорская батарея должна быть полностью заряжена.
Соблюдая эти рекомендации, вы сможете помочь попавшему в беду автомобилисту. А оказавшись по другую сторону, вы не станете причиной поломок и неисправностей на машине-доноре.
Правила прикуривания
Теперь более подробно о том, как правильно прикуривать севший аккумулятор от другой машины, и о чём следует обязательно помнить.
Последовательность операций можно представить в таком виде:
- сначала нужно подобрать подходящего по всем параметрам донора, ориентируясь на приведённые ранее рекомендации;
- затем машина, которая будет помогать товарищу с севшей АКБ, должна поработать при оборотах 2–3 тысячи порядка 5 минут, чтобы генератор дополнительно подзарядил батарею;
- перед началом соединения зажигание и электроприборы на обеих машинах следует отключить;
- соединить провода, соблюдая полярность;
- попробовать запустить мотор на машине, где сел источник питания;
- если завести двигатель не получилось, тогда нужно отключить на проблемном автомобиле зажигание;
- только теперь запускается ДВС на доноре;
- наблюдая за состоянием АКБ подержать мотор работающим 10–15 минут;
- заглушить донорский двигатель и лишь после этого попробовать запустить ДВС на проблемной машине;
- если запуск увенчался успехом;
- отключить провода;
- подержать двигатель на холостых оборотах, чтобы генератор успел подзарядить АКБ.
Ни в коем случае не пытайтесь завести мотор на проблемном автомобиле, когда работает двигатель у машины-донора.
В лучшем случае это спровоцирует перегорание предохранителей генератора. В худшем – выйдут из строя сам генератор, диодный мост и прочие компоненты бортовой электросети.
Но это не даёт окончательно понять, как правильно и безопасно прикуривать другую машину с севшим аккумулятором от исправного автомобиля.
Тут огромную роль играет не только порядок подключения крокодилов, то есть клемм проводов для прикуривания, но ещё и вопрос с запуском мотора.
Следует отдельно рассказать, как нужно правильно прикурить один автомобиль с севшей батареей от другого, проблем со стороны аккумулятора у которого не наблюдается.
Подключение клемм
Касательно порядка подключения клемм есть отдельная и более детальная инструкция.
Здесь важно помнить следующее:
- машины следует ставить лицом друг к другу максимально близко, но избегая соприкосновения кузовами;
- прежде чем прикуривать другой автомобиль, рекомендуется завести свою машину и дать мотору поработать на холостых;
- перед подключением клемм убедитесь в качестве соединений, убрав следы смазки, коррозии, окислов и пр.;
- первым подключается плюсовой провод к АКБ;
- второй конец обязательно удерживается в руках, не допуская контакта с металлическими поверхностями;
- плюс крокодила соединяется с плюсом разряженной батареи;
- второй конец с плюсом идёт на плюсовую клемму от АКБ-донора;
- минусовые клеммы следует подключать в обратной последовательности;
- сначала минусовой крокодил идёт на минусовую клемму донорской батареи;
- второй конец минусового крокодила соединяется не с минусом проблемного аккумулятора, а просто замыкается на массе.
В качестве массы можно выбрать любой металлический, очищенный от лакокрасочного материала элемент. Убедитесь, что провода не цепляют никакие подвижные компоненты вроде приводных ремней.
В результате соединения к заряженной АКБ должны быть подключены 2 провода (плюс и минус), а на авто с проблемной батареей будет только 1 провод (плюс). Минус будет на массе.
Если соединить между собой минус и плюс проблемной АКБ с минусом и плюсом исправной батареи, тогда вы допустите распространённую ошибку. Это не позволит запустить мотор. Зато заряженная АКБ начнёт заряжать севший источник питания. В итоге две батареи окажутся наполовину заряженными. И ни одна из них свой мотор запустить не сможет.
Крокодилы начинайте подключать с плюсовых клемм. А отключение выполняется в обратной последовательности. Сначала убирайте минус, а затем отключайте плюс.
Если запомнить всю эту последовательность и правила, никаких сложностей в помощи другим автомобилистам не возникнет. И вам также помогут выйти из непростой ситуации.
Вопрос запуска двигателя
Очень часто автомобилисты, никогда не сталкивающиеся с подобными ситуациями, интересуются, запускать двигатель или нет.
Касательно этого вопроса возникли нешуточные споры. Но тут нужно размышлять логически.
У современного авто с ДВС есть 2 источника питания. Это аккумулятор и генератор. Основной задачей АКБ является запуск стартера и мотора. На это уходит огромное количество энергии. Пусковой ток для легковых авто в среднем составляет 260–300 Ампер.
Когда мотор уже запущен, источник питания меняется, и им становится генератор. Одной из задач работающего генератора становится восполнение утраченного заряда в аккумуляторе.
Если АКБ села, для запуска двигателя требуется другая батарея. Этой самой батареей при прикуривании как раз и становится АКБ донора. Соединение аккумулятора от машины-донора как раз и происходит с помощью крокодилов.
Генератор не предназначен для работы стартера и запуска мотора. В среднем он выдаёт около 60 Ампер тока. А для запуска ДВС нужно около 250–300 А.
Потому запускать мотор на машине с севшей АКБ нельзя, пока функционирует двигатель автомобиля-донора. Это может спровоцировать поломку генератора, выход из строя ЭБУ, стартера и пр.
Сколько по времени длится прикуривание
Ещё один вопрос касается того, сколько по времени можно и нужно прикуривать севший аккумулятор с помощью заряженной батареи на донорском транспортном средстве.
Некоторые автомобилисты, сильно торопясь завести машину, даже если АКБ села в ноль, сразу же после подключения проводов пытаются крутить ключ в замке. Не спешите.
В среднем для подзарядки аккумулятора нужно 7–10 минут.
Этого времени обычно хватает, чтобы прикурить машину. Чтобы сократить затрачиваемое время, можно запустить мотор на автомобиле-доноре, подержав ДВС в таком состоянии 5–7 минут. Это позволит генератору обеспечить подачу питания на АКБ и тем самым несколько ускорить процедуру.
После этого провода отключают, соблюдая обратную последовательность подключения, и только после этого допускается первая попытка пуска проблемной машины.
Если первая попытка не увенчалась успехом, вероятно, вы просто поспешили и не дали аккумулятору получить достаточное количество энергии для подзарядки и самостоятельного пуска двигателя. Потому стоит повторно выполнить подключение, подождать около 10 минут с выключенным мотором на проблемной машине и с работающим ДВС на доноре, скинуть все клеммы и ещё раз завести мотор.
Ни в коем случае не крутите стартер более 15 секунд. А после каждой попытки, которая закончилась неудачей, выжидайте интервал хотя бы в 2–3 минуты.
Максимальное число попыток обычно ограничено 5–7 стартами. И это возможно лишь при условии, что донорский источник питания имеет достаточно большую ёмкость, он полностью заряжен и находится в идеальном техническом состоянии.
Автомобилисты, чтобы не рисковать, обычно дают пострадавшим 1–2 попытки. Дальше пробовать прикуривать опасно, поскольку обе АКБ могут потерять свой заряд. И тогда придётся искать ещё одного добровольца.
Стаж вождения 10 лет, и еще ни разу с таким не сталкивался, представляете?