Основная проблема, возникающая во время зимней эксплуатации автомобиля – пуск силового агрегата, особенно при отрицательных температурах. Сегодня в распоряжении автовладельцев – автозапуск, электрические и автономные подогреватели различной конструкции. Однако если АКБ разряжена, то есть не в состоянии сгенерировать нужный для прокрутки коленвала стартером пусковой ток, эти меры вам не помогут.
Именно поэтому в последнее время автомобилисты заинтересовались вопросами защиты АКБ от переохлаждения. Насколько подогрев аккумулятора или его защита от переохлаждения способны решить проблему, мы сегодня и расскажем.
- Для чего нужна термозащита аккумуляторной батареи
- Критерии выбора термокейса
- Как установить чехол с подогревом на аккумулятор автомобиля
- Самостоятельное утепление АКБ
- Короб из пенопласта
- Утепление фольгоизолом
- Кейс из войлока
- Подогрев охлаждающей жидкостью
- Подогрев мощными сопротивлениями от бортовой сети
- Подогрев с помощью нихромовой нити
Для чего нужна термозащита аккумуляторной батареи
Одно из самых популярных и недорогих решений – использование термокейса. Что он даёт для аккумулятора:
- главное предназначение – защита батареи от переохлаждения, что позволяет осуществить уверенный запуск силового агрегата, увеличивая ресурс АКБ;
- защита от перегрева – летом бывают настолько горячие деньки, что при активной эксплуатации автомобиля электролит закипает не от перезаряда, а от банального разогрева;
- чехол для автомобильного аккумулятора с подогревом защищает источник питания от внешних механических воздействий, а также от засорения батареи мелким мусором, проникающим внутрь вместе с пылью через отверстия в пробках.
Качественные и дорогие кейсы оснащаются даже средствами оповещения водителя о недостаточном заряде батареи во время пуска мотора.
И всё же главная задача термозащиты – не допустить замерзания электролита зимой, в результате чего активность электрохимической жидкости падает, и батарея не справляется с проворачиванием вала стартера.
Критерии выбора термокейса
Разберёмся далее, на что обращать внимание при покупке чехла с подогревом для автомобильного аккумулятора. Основные факторы, влияющие на удачность приобретения, следующие:
- тип термокейса – простой утеплитель в виде чехла или резервуар, оснащённый автономной системой подогрева;
- размер устройства – важно, чтобы он поместился на штатной площадке, для этого предварительно измерьте габариты АКБ/, учтите также наличие клеммных зажимов и проследите, чтобы на площадке было свободное место порядка 1.5 сантиметра со всех сторон;
- стоимость (без комментариев);
- приобретаемое термоустройство должно соответствовать методу крепления аккумулятора.
Поскольку типов и видов термокейсов существует немало, важно разбираться в из маркировке. Ознакомьтесь с неполным выборочным перечнем наиболее употребительных маркировок:
- ТК-А1 – для АКБ небольших габаритов, преимущественно азиатского происхождения;
- ТК-Е3 – для батарей средних габаритов (европейский тип корпуса и размеры);
- Т3Г-1А – термокейс для источников питания грузовиков, последняя буква маркировки указывает на модификацию из 4 компонент;
- Т3Г-4В – устройство для защиты АКБ грузовиков, цифра 4 указывает на размер кейса, символ В – на трёхэлементное исполнение (два термоса для двух батарей и общая крышка);
- Т3Г-3С – для аккумуляторов грузовых ТС (размер 3), символ С указывает на двухкомпонентное исполнение (общий термос и единственная крышка);
- НТА-1/2 — нагревательный элемент, первая цифра указывает на размер терморегулятора, вторая – на количество нагревательных пластин.
Как установить чехол с подогревом на аккумулятор автомобиля
Примерный алгоритм монтажа термоустройства:
- АКБ вставляется в кейс (если имеются нагревательные элементы – вместе с ними);
- подключаем термокейс к клеммам батареи с учётом полярности;
- устанавливаем термокейс на штатное место, подключаем аккумулятор к генератору;
- после пуска мотора девайс активируется, прогревая батарею до 22–25 градусов;
- после остановки двигателя подогрев аккумуляторной батареи прекращается, а корпус благодаря термоизоляционному боксу длительное время остаётся тёплым.
Самостоятельное утепление АКБ
Выполнить утепление можно двумя способами:
- изготовить короб с теплоизоляцией;
- сделать систему с подогревом АКБ.
Начнём из изготовления термокейса.
Короб из пенопласта
Последовательность действий:
- покупаем лист–два пенопласта толщиной 35 мм (в зависимости от размеров батареи;
- изготавливаем короб, без верхней части, соединяя боковые стенки и дно с помощью клея, швы должны быть тщательно загерметизированы;
- монтируем аккумулятор в короб;
- вырезаем крышку, проделываем отверстия для клеммных выводов точно такого диаметра, как клеммы (зазоров быть не должно).
Всё, подключаем провода и пользуемся.
Утепление фольгоизолом
Многие даже не слышали об этом гибком теплоизоляционном материале, но видели его наверняка все – он продаётся в рулонах (с одной стороны фольга, с другой – синтетический волоконный утеплитель). Для обеспечения требуемой теплозащиты нам потребуется три слоя фольгоизола.
Как своими руками сделать термокейс для аккумулятора из этого утеплителя:
- как обычно, начинаем с замеров аккумулятора;
- вырезаем канцелярским ножом необходимые заготовки в тройном количестве;
- дополнительно утепляем короб пенопластом толщиной 20 мм;
- сэндвич будет состоять из двух внутренних слоёв фольгоизола, затем пенопласт, и снаружи – ещё один слой гибкого теплоизоляционного материала;
- пенопласт скрепляем клеем, фольгоизол – скотчем;
- дальнейшие шаги понятны: устанавливаем АКБ, изготавливаем крышку (тоже четырёхслойную), подключаем аккумулятор.
Такой термокейс будет держать тепло дольше, но при этом он не даст поступать теплу от двигателя.
Кейс из войлока
Изготовление войлочного бокса аналогично предыдущему алгоритму, только вместо фольгоизола используем войлок. При соблюдении технологии изготовления термокейса он окажется самым эффективным, способным удерживать тепло на протяжении 6–8 часов. Недостаток у него тот же – отсутствие теплообмена с моторным отсеком.
А теперь рассмотрим, как можно сделать своими руками термокейс с подогревом для АКБ.
Здесь тоже имеется несколько вариантов для домашнего творчества:
- применение для обогрева охлаждающей жидкости;
- использование сопротивления большого номинала от электросети автомашины;
- подогрев нихромовой нитью.
Рассмотрим все три способа с необходимой детализацией.
Подогрев охлаждающей жидкостью
Самый простой способ, требующий просто вклиниться в магистраль системы охлаждения, проложив шланги вокруг корпуса батареи. Этот участок патрубка можно обернуть ветошью, чтобы защитить пластик от перегрева и деформации.
Отметим и недостаток этого метода – аккумулятор не начнёт прогреваться, пока не нагреется мотор.
Подогрев мощными сопротивлениями от бортовой сети
Подобный вариант обогрева аккумулятора имеет целый ряд особенностей:
- Для реализации этого метода необходимо запастись добавочными сопротивлениями, которые следует подключать, соблюдая определённую последовательность. При параллельном подключении сопротивлений их номинал определяется с учётом требуемой температуры нагрева и в зависимости от силы тока. Увеличение количества сопротивлений будет способствовать более сильному нагреву.
- Если установить в цепь датчик, позволяющий разомкнуть цепь питания при снижении уровня напряжения на клеммах АКБ до 12 В, подогрев можно оставлять включённым и на ночь. Оставшегося запаса хватит для уверенного пуска силового агрегата.
- Можно усовершенствовать систему подогрева таким образом, чтобы не садить АКБ при неработающем двигателе. Для этого потребуется дополнительная батарея, например, AGM-аккумулятор, к которому нужно подключить ИБП.
- При желании можно смонтировать в салоне кнопку включения подогрева батареи. Её наличие позволит включать прогрев только перед пуском силового агрегата длительностью 2–4 минуты. Этого времени будет достаточно, чтобы нагреть аккумулятор изнутри, после чего можно будет потратить часть энергии на наружный прогрев. Главное – следить, чтобы оставшегося запаса энергии хватило для пуска стартера и подачи тока на свечи зажигания.
Основной минус использования метода мощных сопротивлений – он начинает работать только после пуска мотора при отрицательной температуре.
Подогрев с помощью нихромовой нити
Этот способ в целом аналогичен предыдущему. Но если там в качестве нагревательного элемента использовались дополнительные сопротивления, то здесь эту задачу будет выполнять нихромовая нить, включаемая в цепь вместо сопротивлений.
Нить из нихрома можно изолировать пластиком, ПВХ или иным диэлектрическим материалом. Кстати, такой метод нередко применяют в системах подогрева руля или сидений, так что его без труда можно найти в любом автомагазине.
Поскольку мощность теплоотдачи в данном случае будет зависеть от сечения нити и её длины, эти параметры нужно тщательно рассчитать. Если на практике результат получится ниже ожидаемого, можно параллельно подключить ещё несколько нитей, заизолировать их и обернуть вокруг корпуса аккумулятора.
Зимой автомобиль на улице чаще всего, даже на ночь. Бывало, что приходилось пользоваться только через несколько дней, и аккумулятор нормально работал, заряд долго держал, даже при суровой минусовой температуре.