Вряд ли можно переоценить значимость автомобильной АКБ, главной задачей которой выступает обеспечение стабильного запуска двигателя путём подачи стартерного тока.
Но за время эксплуатации даже самые высококачественные аккумуляторы постепенно выходят из строя. В итоге они полностью теряют способность выдавать нужный ток. И довольно часто это связано с сильными разрядами батареи, из-за которых активно протекает процесс сульфатации.
Решить такую проблему можно с помощью десульфататора. Одним из популярных устройств является десульфататор на основе схемы 555.
Понятие о сульфатации
Чтобы разобраться с работой десульфататора, сначала нужно понять, чем же таким является сама десульфатация и почему о ней так часто говорят автомобилисты.
Фактически это процесс загрязнения пластин, при котором на поверхностях свинцовых элементов оседает твёрдое, белесое вещество.
При работе батареи молекулы свинца вступают во взаимодействие с оксидами. Поскольку внутри АКБ содержится электролит, состоящий из воды и серной кислоты, именно кислота провоцирует образование сульфата свинца и воды. Электрический ток, который идёт на батарею при зарядке, обеспечивает аналогичную химическую реакцию, только уже в обратном порядке.
Если говорить о теории, то постоянные внутренние реакции, протекающие в одном и обратном направлении, должны компенсировать друг друга. Но в действительности сультфат не растворяется в воде, начинает постепенно оседать на поверхностях пластин. Это нарушает проводимость свинца, увеличивается сопротивление.
Когда внутреннее сопротивление увеличивается, а уровень заряда падает до критических значений, это заканчивается полным выходом из строя АКБ.
Раньше устранить последствия сульфатации можно было только путём разбора пластин и их механической очистки или с помощью концентрированной и очень агрессивной химии.
Сейчас же появились даже специальные зарядные устройства, оснащённые функцией десульфатации.
Зачем нужна десульфатация
Применять разъедающую химию опасно, и не всегда это возможно, поскольку многие современные АКБ относятся к необслуживаемому типу.
Потому была разработана новая методика, получившая логичное название десульфатация.
Метод десульфатации считается более быстрым, безопасным и эффективным.
Смысл такого действия в том, чтобы воздействовать на сульфат короткими, но высокоамплитудными импульсами. Устройство, выполняющее соответствующие задачи, называют десульфататором. Либо десульфатором. Оба понятия применяются одинаково часто.
Чаще всего можно встретить десульфататоры на основе схемы EN555. Отсюда и популярное название метода очистки.
NE555 или просто 555 является интегральной схемой, универсальным таймером. Это специальное устройство, которое создаёт, то есть генерирует одиночные повторяющиеся импульсы со стабильными заданными характеристиками. Впервые его произвели ещё в 1971 году. Автором разработки выступает компания Segtnetics. Именно они и дали название схеме NE555. Сейчас выпускают большое количество аналогов этого универсального таймера.
Десульфататоры, построенные на базе этой схемы, состоят из нескольких основных компонентов:
- Генератор. Именно он в заданной последовательности подаёт короткие импульсы. Частота импульсов варьируется в пределах 1–3 кГц.
- Пара резисторов. Необходимы, чтобы регулировать параметры частоты колебания, а также настраивать длительность воздействующих импульсов.
- Транзистор полевого типа. Работает на основе логических уровней. Его напряжение 1,5 В.
- Триггер. Если быть точнее, то речь об интегрирующем триггере Шмитта. Нужен для работы транзистора. Триггер характеризуется тем, что у него отстаёт напряжение на 1/3 и 2/3 от питающего напряжения.
- Диод. Нужен для защиты транзистора от высоковольтных импульсов и удержания на показателях 30 В. Аналогом диода выступает стабилитрон с быстродействующим диодом.
- Пара дросселей.
Если подключить транзистор к выводу триггера, это позволит напрямую соединить затвор с общим проводом. При этом сохраняется низкий показатель выходного уровня и стабилизируется работа устройства.
Как это работает
В использовании десульфатора для аккумуляторов на схеме 555 своими руками на самом деле нет ничего сложного.
Примерно понимая, что такое схема десульфатора NE 555, и каким образом она связана с АКБ, не будет лишним разобраться с принципом работы.
Все перечисленные компоненты соединяются в один прибор. На выходе получается полноценный электродесульфатор. С помощью десульфатора выполняется очистка АКБ от образовавшихся отложений. Огромную роль в работе прибора играет схема 555.
Если говорить о том, как работает схема, то здесь можно указать следующие особенности функционирования:
- происходит открытие транзистора;
- через один из дросселей поступает электрический ток;
- энергия постепенно накапливается в магнитном поле;
- появляется импульс с высокими показателями напряжения;
- по полюсам батареи этот импульс поступает на аккумулятор;
- при передаче импульсов в работу вступают конденсаторы;
- в зависимости от качества конденсаторов и при последовательном их соединении максимальный импульсный ток может оставлять до 10 Ампер;
- одновременно с этим ток, который будет потреблять АКБ, составит всего 50 мА.
При очистке можно настраивать периодичность проходящих импульсов и определять наибольшие значения амплитуды. Настраивать частоту работы генератора нужно так, чтобы процесс рекомбинации ионов успел завершиться ещё до подачи следующего импульса.
Как использовать десульфатор
Практика показывает, что десульфатация для аккумулятора с помощью схемы 555 является более эффективной и безопасной, нежели в случае использования агрессивной химии, а также в сравнении с деполяризацией. Последний метод предусматривает зарядку АКБ, при которой меняются местами клеммы на батарее, то есть плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.
Что же касается того, как пользоваться устройством, то здесь специалисты дают следующие рекомендации:
- чтобы восстановить работоспособность батареи, пострадавшей в результате сульфатации, требуется соединить оба устройства, то есть саму аккумуляторную батарею, а также десульфатор;
- для соединения устройств используется небольшой по длине провод, сечение которого выбирается в диапазоне от 2,5 до 4 мм²;
- если текущий уровень заряда аккумулятора находится на минимальном значении, допускается использование несколько иной схемы подключения. Здесь параллельно соединяются десульфатор и зарядное устройство с использованием развязывающего резистора. В роли резистора может применяться подходящая по напряжению лампа накаливания;
- когда десульфатор соединяется с аккумулятором, рабочие характеристики можно контролировать осциллографом, вольтметром или мультиметром: прибор выставляется в режим измерения переменного тока;
- диагностическое оборудование будет показывать пики напряжения;
- если сульфатация серьёзно навредила источнику питания, тогда при диагностике будет отображаться значение на уровне 30 В;
- как только прибор начнёт показывать буквально несколько милливольт, это сигнал о том, что осадок удалось в полной мере расщепить.
Теперь АКБ полноценно восстановлена, насколько это позволяет её нынешнее состояние. Остаётся лишь зарядить аккумулятор, после чего можно приступать к эксплуатации источника питания.
Тяжело сказать, сколько именно по времени займёт процедура десульфатации. Это напрямую зависит от состояния батареи и степени её загрязнения сульфатом. Чем больше отложений скопилось на поверхностях свинцовых пластин, тем больше времени потребуется десульфатору для выполнения своих задач.
Важно понимать, что процедуры десульфатации возможны при наличии соответствующего оборудования. Не все готовы покупать подобные устройства для разового применения. Потому всё чаще автовладельцы обращаются в профильные сервисы, которые занимаются вопросами обслуживания и восстановления аккумуляторных батарей. В том числе и с помощью десульфатора для АКБ, в основе которого лежит схема 555.
Помимо покупки не самого дешёвого оборудования, при борьбе с последствиями сульфатации важно придерживаться техники безопасности, соблюдать все правила работы с ЗУ и десульфатором. А это задача не из простых, и без соответствующих знаний хотя бы теории приступать к такой работе не стоит.
Случается и так, что аккумуляторная батарея окончательно потеряла свой ресурс, и даже применение десульфатора не может дать желаемый результат. Потому полностью полагаться на этот метод не всегда стоит. Порой намного правильнее приобрести новую качественную АКБ и придерживаться основных правил её эксплуатации. Это позволит не допустить сульфатации или хотя бы минимизировать появление осадка.
Раньше бы и не стал читать подобные статьи, так как считал ну развод чистой воды. Ага быстро и не проблем! Но товарищ показал на днях, действительно метод хорош. Ошибался я.
До этого не мог найти информацию о том, как восстановить работоспособность батареи, пострадавшей в результате сульфатации, а в этой статье наше ответы на все интересующие вопросы.