Урал 4320 является советским и российским грузовым автомобилем повышенной проходимости. Производителем выступает Уральский автомобильный завод. Это модель третьего поколения, которая пришла на смену Уралу 375.
Производство стартовало в 1977 году. Такие машины собирают до сих пор. Они универсальные и могут применяться как в личных, так и коммерческих, военных и других целях.
Но обслуживание никто не отменял. Одна из задач, которая стоит перед владельцами Урала 4320, это обслуживание и замена аккумуляторных батарей.
Нельзя сказать, что задача чрезмерно сложная. Но определённые навыки и знания пригодятся обязательно.
Особенности штатных АКБ
Повышенные требования к АКБ Урал 4320 не предъявляет. Но всё же рекомендуется выбирать устройства, соответствующие характеристикам штатных устройств.
Многих интересует, сколько же аккумуляторов используется на Урале. Некоторые утверждают, что там идёт одна мощная батарея. Другие придерживаются иного мнения.
И действительно, найти информацию о том, сколько штатно аккумуляторов стоит на Урале, оказалось не так просто. Хотя в действительности данные точно не секретные.
В специальном отсеке под кабиной предусмотрен специальный контейнер. Внутри него и располагается АКБ. А если быть точнее, то пара аккумуляторов.
То есть на грузовом автомобиле Урал 4320 предусматривается использование 2 АКБ. Нельзя при этом сказать, что этот факт как-то усложняет работу по замене. Обслуживание становится более длительным. Особенности, если в распоряжении есть только одно зарядное устройство.
В настоящее время с завода на Урал 4320 устанавливают мощные аккумуляторные батареи марки Tumen Battery. Это модель 6СТ 190L.
Штатные аккумуляторы отличаются следующими характеристиками:
- номинальное напряжение 12 В;
- ёмкость 190 А;
- пусковой ток 1250 А;
- разрядный ток 9,5 А;
- сила тока заряда 19 А;
- объём электролита 12 л;
- общая масса 50,7 кг;
- полярность прямая;
- габаритные размеры 518х228х240 мм;
- клеммы конусные, под болт.
Именно аккумуляторы с такими характеристиками должны устанавливаться на этот грузовой автомобиль.
Как выбрать АКБ на замену
Зная, какой аккумулятор с завода ставится на Урал, можно подобрать соответствующий аналог. Хотя никто не мешает поставить на Урал такой же аккумулятор, какой считается штатным и идёт в настоящее время как оригинальный заводской. Актуальная цена такой АКБ составляет около 12 тысяч рублей. Учтите, что потребуется покупать сразу две батареи.
В плане параметров стоит ориентироваться на следующие значения:
- полярность только прямая;
- ёмкость строго 190 Ач;
- пусковой ток от 110 до 1300 А;
- клеммы конусные, грузовые, выступающие над верхней крышкой;
- длина от 506 до 513 мм;
- ширина в пределах 212-223 мм;
- высота от 217 до 233 мм.
Именно в таком диапазоне можно выбирать аккумуляторы, которые подойдут для грузовика повышенной проходимости в лице Урала 4320.
Стоит отметить, что ассортимент относительно небольшой. Поэтому на широкое разнообразие моделей АКБ рассчитывать не приходится.
Решая, какой именно аккумулятор в итоге поставить на автомобиль Урал 4320, стоит взглянуть на доступные варианты, их характеристики и стоимость.
Название АКБ | Ёмкость, Ач | Пусковой ток, А | Габариты, мм | Цена, руб |
Атака 190 Рус | 190 | 1250 | 513х223х223 | 9200 |
Giver 190 Рус | 190 | 1250 | 513х223х223 | 9600 |
Unicorn Grey 190 Рус | 190 | 1200 | 513х223х217 | 10500 |
Ecostart 190 Рус | 190 | 1300 | 513х222х217 | 11900 |
Unicorn Red 190 Рус | 190 | 1300 | 513х223х217 | 13000 |
Varta Promotive Black M10 190 Рус | 190 | 1200 | 513х223х223 | 13900 |
Alphaline 190 Рус | 190 | 1100 | 506х212х223 | 15700 |
Как видите, есть и более дешёвые аналоги, а также более дорогие варианты для замены штатных аккумуляторов.
Вообще ориентироваться нужно на состояние АКБ. Поскольку используется пара аккумуляторов, они могут иметь разную степень износа. Но всё же правильным решением считается парная замена источников питания.
Помимо обычных АКБ, залитых с завода электролитом, в продаже доступны и сухозаряженные аккумуляторы. Их довольно часто используют при оснащении Уралов и другой грузовой техники.
Как заменить аккумуляторы
Самый правильный выбор — это взять 2 аналогичные оригиналу АКБ либо с улучшенными характеристиками и парой заменить ими старые батареи.
Подключение не самое сложное, а поэтому с задачей можно справиться своими руками.
Чтобы заменить штатные АКБ на грузовом автомобиле повышенной проходимости Урал 4320, нужно строго следовать инструкциям.
- Штатно аккумуляторы располагаются в специальном контейнере под водительской кабиной, который имеет 2 боковых и одну среднюю опору. Батареи после установки фиксируются двумя верхними прижимами, а также передним упором.
- Для фиксации верхних прижимов используют передние и задние клиновые упоры. Передние клиновые упоры являются регулируемыми и крепятся к крышке контейнера с помощью болтов.
- Задний упор приваривают к задней верхней части контейнера для АКБ.
- На верхней панели контейнера также приваривают направляющие, необходимые для правильного размещения прижима относительно переднего клинового и заднего упора.
- Для снятия АКБ необходимо отключить аккумуляторы от бортовой электрической сети. Для этого предусмотрен отдельный выключатель массы.
- Затем нужно снять пружинное кольцо замков крышки, что позволит в итоге открыть замки.
- При техническом обслуживании АКБ, когда не требуется снимать крышку с автомобиля, можно приподнять её вверх и откинуть на кронштейн. Важно, чтобы крышка была надёжно зафиксирована в горизонтальном положении.
- Если снять батареи нужно, тогда придётся демонтировать крышку с авто. Тут нужно приподнять крышку вверх и одновременно провернуть относительно скоб, расположенных на нижней панели аккумуляторного контейнера.
- Далее при наличии защитных кожухов на клеммах аккумулятора их предстоит снять.
- Отсоедините провода, идущие на стартер и выключатель массы. Снимите перемычку, которая устанавливается между батареями.
- Извлеките из контейнера передний упор, подняв для этого один конец упора до момента, пока он не выйдет из усилителя контейнера.
- В случае, когда передний упор оказывается зажатым между АКБ и усилителем, батареи нужно задвинуть до конца внутрь контейнера, после чего упор уже можно будет без проблем вынуть.
- Проверьте, не подключены ли к АКБ провода. Все соединения нужно отключить.
- Теперь осталось выдвинуть одну аккумуляторную батарею на кронштейн, после чего снять с посадочного места. Затем ту же самую процедуру повторить со вторым аккумулятором.
При извлечении следите внимательно за тем, чтобы незакреплённая аккумуляторная батарея случайно не упала вам на ноги. Устройство достаточно тяжёлое. Некоторые АКБ весят по 50-70 кг. Возможно, здесь пригодится помощь товарища, чтобы в 2 руки извлечь АКБ. Также физическая помощь потребуется и при установке новых аккумуляторов.
Процесс установки выполняется строго в обратной последовательности.
Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию
Теперь остаётся лишь постараться максимально продлить срок их службы. Для этого нужно придерживаться нескольких основных принципов обслуживания и эксплуатации.
- Чистота. Первое, за чем нужно постоянно следить, это чистота корпуса. Контейнер не обладает высоким уровнем защиты от грязи и пыли. А учитывая условия эксплуатации Урала 4320, за этим точно нужно следить. Для ухода используйте тряпки. Их можно пропитать раствором нашатырного спирта, либо 10% кальцинированной соды.
- Крепление. Ещё один важный момент — это надёжность фиксации аккумуляторов в специальном контейнере. Периодически проверяйте состояние креплений в гнезде. При необходимости подтягивайте их.
- Фиксация наконечников проводов. То же самое касается установки клемм. Контролируйте плотность прилегания наконечников. Соединение должно быть хорошим, но и перетягивать слишком не рекомендуется. Также рекомендуется использовать технический вазелин для обработки выводных штырей.
- Вытяжные люки. Задача заключается в том, чтобы проверять чистоту и при необходимости удалять загрязнения, которые появляются на вытяжных люках в пробках аккумуляторов.
- Уровень электролита. Поскольку здесь предусматривается использование обслуживанием АКБ в большинстве случаев, за уровнем электролита придётся следить. Жидкость должна покрывать защитные щитки минимум на 8-10 мм.
- Уровень заряда АКБ. Проверять уровень зарядки аккумуляторов на автомобиле Урал рекомендуется один раз в квартал. Либо после того, как были замечены проблемы с пуском двигателя. Проверку можно выполнять по плотности или по напряжению под нагрузкой. Зимой допускается, чтобы разряд батареи был не более 25%. Для летнего периода можно и 50%. Но всё равно это нежелательно допускать, поскольку в таком состоянии АКБ теряет свой ресурс намного быстрее.
Проводить подобные манипуляции рекомендуется, поскольку так далеко не бюджетные батареи смогут прослужить свой максимальный срок.
При необходимости АКБ заряжают, добавляют дистиллированную воду или даже меняют электролит.
Правила зарядки АКБ
Если это сухозаряженная батарея для Урала 4320, тогда предварительно нужно купить электролит. Некоторые готовят его и своими руками, используя часть серной аккумуляторной кислоты и специальную дистиллированную воду.
Заливать в аккумулятор нужно электролит с температурой не более 25 градусов Цельсия. Если это новые АКБ, тогда предварительно отрезаются выступы, которые защищают вытяжные люки.
Правила зарядки следующие:
- после залива электролита нужно подождать около 3-4 часов;
- температура при этом не должна повышаться более чем до 25 градусов Цельсия в помещении;
- АКБ со штатными параметрами заряжается в течение 5 часов зарядным током 12 А;
- с равным промежутком по времени нужно проверять температуру электролита, не давая нагреваться более чем до 45 градусов Цельсия;
- при нагреве рабочей жидкости зарядный ток уменьшают до 5 А, параллельно увеличивая время зарядки;
- если и в таких условиях температура растёт, тогда зарядное устройство нужно отключить и дождаться естественного остывания до 30 градусов Цельсия;
- после этого нужно снова включить ЗУ и продолжить зарядку в течение часа.
Либо можно заряжать батарею током 19 А до момента, пока из всех банок не начнёт обильно выделяться газ. Параллельно параметры плотности электролита и напряжения должны стабилизироваться и оставаться неизменными в течение 2 часов.
Урал 4320 является довольно мощной техникой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для работы требуется сразу 2 аккумулятора, каждый из которых обладает ёмкостью в 190 Ач.
Найти такие батареи заряженного и сухозаряженного типа не так сложно. Ассортимент не столь разнообразный, как для легковых машин, но и здесь найдутся свои хорошие варианты.
Вы когда-нибудь ездили на Урале? Приходилось ли обслуживать эту машину, менять или заряжать аккумулятор? Какую батарею предпочли бы при выборе для Урала 4320?
Очень полезными оказались рекомендации по эксплуатации и обслуживанию аккумулятора, буду обязательно им придерживаться. Спасибо за такую интересную статью!
Мощная машина конечно. Я на обычных дорогах такую ни разу не встречал. Но на одном объекте строительном видел, как из Урала сделали своего рода передвижную бытовку или типа того. Не знаю, что это была конкретно за модель. Но выглядело интересно.
Я на такой ездил, когда служил в армии. Сначала тренировались, сдавали на права на грузовике. Потом даже несколько раз приходилось по службе садиться за руль, ехать по полям на стрельбища. Это невероятные эмоции, честно говоря.
Я как-то искал информацию про уральские батареи скажем так. Но так и не понял, сколько там было батарей. Спасибо за пояснение. Теперь все понятно. Два мощных аккумулятора.