От исправного состояния АКБ зависит возможность без проблем завести машину в любых условиях и при различных обстоятельствах. Довольно часто случается так, что ещё с вечера индикатор был зелёным, никаких проблем с пуском двигателя не возникало. Но утром, когда водитель сел в машину и провернул ключ в замке зажигания, в ответ – тишина.
Двигатель молчит. А потому АКБ не может дать необходимый стартерный ток. Да, иногда проблема кроется в самом стартере или иных узлах. Но когда на улице холодно, либо эксплуатируемая АКБ служит уже не первый год, практически наверняка причину стоит искать в аккумуляторе.
Довольно часто при визуальном осмотре обнаруживается, что клеммы окислились. Многие не придают этому никакого значения. В действительности же очень важно знать, из-за чего окисляются клеммы, в чём опасность этого явления и как с этим бороться.
Возможные последствия окисления
Столкнуться с окислением клемм объективно может каждый автомобилист. Но в основном это касается тех, кто не уделяет должного внимания вопросам обслуживания источника питания.
Износ и сокращение срока службы АКБ происходит под воздействием разных факторов. Среди них можно выделить:
- сульфатацию;
- естественный износ;
- заводской брак;
- нарушение герметичности корпуса;
- влияние низких и высоких температур;
- механические повреждения;
- окисление.
Окисление позиционируют как заболевание, патологическое явление для источника питания. Такая проблема наиболее характерна для недорогих аккумуляторов.
Окисление проявляется в виде белёсого налёта на поверхностях клемм.
Если говорить про возможные последствия, то окисленные клеммы автомобильного аккумулятора могут спровоцировать такие явления:
- между клеммами и выводами нарушится контакт;
- батарея будет недополучать заряд от генератора;
- аккумулятор не сможет отдавать энергию потребителям;
- нарушится работа некоторого оборудования;
- ускорится саморазряд;
- батарея начнёт активнее терять ёмкость;
- придётся регулярно ставить АКБ на зарядку.
В конечном итоге из-за окислившихся клемм придётся попросту менять аккумулятор. Параллельно под замену могут попасть сами высоковольтные провода с соединительными клеммами.
Но важно понимать, что при своевременном обнаружении проблемы контактную группу можно восстановить. Это не так сложно.
Причины образования налёта
Чтобы эта патология не стала актуальной для вас, необходимо понять причины, по которым клеммы автомобильного аккумулятора окисляются, на них появляется характерный белёсый налёт.
Окисление можно считать естественным процессом для металлических поверхностей, которые не имеют специальное защитное покрытие.
Антикоррозийных составов на контактной группе нет, поскольку это может нарушить токопередачу. Плюс при правильной эксплуатации проблема окисления не должна сильно беспокоить автомобилиста.
Но порой случается так, что минусовая или плюсовая клемма действительно сильно окисляется, и это может привести к негативным последствиям для самого аккумулятора и всей бортовой электросети.
Избежать этого можно, если заранее знать возможные причины. Всего их выделяют несколько.
- Естественный износ. Когда машина эксплуатируется уже не первый год, и батарея не менялась, снималась крайне редко, клеммы остаются в постоянном контакте с выводами АКБ. Поскольку окисление – процесс естественный для металла, со временем налёт будет неизбежно появляться. Решить проблему в такой ситуации довольно просто. Нужно снять клеммы, осмотреть батарею. Если срок службы подошёл к концу, выполнить замену.
- Воздействие электролита. Считается, что у АКБ корпус абсолютно герметичный. В теории – да. У необслуживаемых батарей электролит может вытекать через микротрещины, газоотводную трубку, предохранительный клапан, а также через расшатанные выводы (плюс и минус). У обслуживаемых всё ещё проще. Достаточно плохо затянуть пробку, и при очередной встряске часть электролита вырвется наружу. Вода в сочетании с кислотой запускают активный процесс окисления на металлических деталях.
- Нарушение правил обслуживания. Банально автомобилист может неаккуратно заливать электролит или дистиллированную воду. Некоторые срезают крышки на необслуживаемых АКБ, сверлят отверстия для доступа к банкам и их содержимому. Даже самая качественная пайка не способна восстановить прежнюю герметичность.
- Недостаточная плотность контактов. Речь идёт о том, что контакт между выводом и зажимом нарушается. Он недостаточно плотный из-за вибраций, постоянной тряски. Иногда батарею выбирают неправильно, и клеммы отличаются по размеру от диаметра выводов. В нормальном состоянии контакт должен быть максимально плотным. В противном случае в образующиеся полости проникает влага, вода, пары электролита, грязь. Всё это ведёт к окислительным процессам.
Когда клеммы окончательно выработали свой ресурс или сильно износились, пытаться их восстанавливать бессмысленно.
Разница между окислением разных клемм
При проверке состояния АКБ у автомобилистов появляются разные вопросы.
К примеру, многих интересует, почему окисляются именно минусовые клеммы аккумуляторов, а с плюсовыми ничего не происходит, либо окислы минимальные на них.
Есть и обратная ситуация, когда окисляются плюсовые клеммы аккумуляторов, а минусы остаются нетронутыми этими явлениями.
Существенной разницы на самом деле нет. Тут важно понимать, что клеммы для соединения с выводами АКБ изготавливаются из одинакового материала. Да, иногда они отличаются по размеру, чтобы соответствовать диаметру плюса и минуса на корпусе батареи. Но электролиту без разницы, плюс это или минус.
Окисление становится следствием запуска химического процесса, обусловленного контактом жидкости, причём очень агрессивной, с металлом.
К числу исключений относят только ситуацию, когда плотность соединения нарушается. В таком случае именно на минус будет приходиться основная нагрузка. Потому если у вас минус сильно окислён, а плюс почти не пострадал, не будет лишним проверить прочность соединения.
Как выполняется очистка
Если клеммы вашего аккумулятора окислились, их можно без проблем почистить своими руками в домашних или гаражных условиях.
Занимаясь чисткой, обязательно исключайте возможное замыкание контактов, поскольку это может спровоцировать сильнейший удар током.
Выполнить устранение окислов на контактной группе аккумулятора можно несколькими способами. Обычно окисление клемм удаляют путём применения специальной автохимии, либо же с использованием обычной соды.
Сода является щёлочью, которая нейтрализует действие кислоты.
Чтобы очистить от появившегося окисления клеммы своего аккумулятора обычной содой, вам нужно:
- приготовить содовый раствор, взяв 100 грамм порошка на 1 литр тёплой чистой воды;
- заглушить мотор, вытащить ключ из замка зажигания;
- ослабить крепление минуса, снять зажим;
- повторить процедуру с плюсовой клеммой;
- вытащить АКБ из подкапотного пространства;
- если на улице холодно, занести батарею в тёплое помещение;
- осмотреть корпус на наличие дефектов и загрязнений;
- если есть трещина, АКБ утилизируется;
- параллельно проверить состояние проводов;
- взять резиновые перчатки и щётку (не металлическую);
- смочить инструмент в содовом растворе;
- начать постепенно очищать следы окисления;
- протереть растворов провода, сами клеммы и выводы на АКБ;
- сухими тряпками протереть всё насухо;
- просушить батарею;
- поставить АКБ на место;
- нанести защитную смазку;
- подключить клеммы к выводам.
Использовать для очистки мелкозернистую наждачку следует только в самом крайнем случае. По факту применения любого абразива лучше избегать.
На этом устранение окислов можно считать завершённым. Но мало просто убрать старые следы окисления. Правильная очистка также предполагает нанесение защитных смазок.
Как предотвратить окисления
Автомобилистов интересует также, чем можно смазать клеммы своего аккумулятора, чтобы они не окислялись в дальнейшем.
Панацеи от естественного износа нет. Не стоит думать, что если смазать или обработать клеммы каким-то чудо-средством, вам гарантирована 100% защита на несколько лет. Процесс окисления естественный и достаточно сильный. Вы можете лишь снизить интенсивность его течения. А для этого проводится не только обработка, но и некоторые защитные меры.
Далее рассмотрим, чем можно смазать клеммы. Специалисты дают несколько рекомендаций касательно того, что делать, если окисляется минусовая или плюсовая клемма автомобильного аккумулятора:
- Борьба с нарушением герметичности. Случается так, что герметичность корпуса нарушается. А устранение разгерметизации реализуется с помощью эпоксидного клея и прокладки из фетра или войлока. Но это крайняя мера. Лучше заменить АКБ.
- Защита контактов. Правильная защита клемм предусматривает нанесение на них специальных составов. Вариантов достаточно много. Это литол, специальные смазки, автомобильный жир, вазелин и пр. По факту оптимальным выбором считают медные, восковые, силиконовые составы.
- Контроль состояния выводов. Поскольку контакты могут расшатываться, недопущение разбалтывания выводов на корпусе аккумулятора является действенной мерой по защите от окисления. Не увлекайтесь затяжкой клемм, аккуратно снимайте провода, используйте подходящие инструменты.
- Снятие клемм при длительной стоянке. Если машина больше 3 недель не будет эксплуатироваться, стоит снять минус, либо вовсе вытащить АКБ, разъединив контактную группу. Клеммы на проводах лучше смазать.
- Кипение электролита. Именно выкипание электролита часто становится причиной окисления. Чтобы этого не допустить, нужно правильно обслуживать, не допускать перезаряда, периодически проверять плотность электролита, состояние генератора, реле напряжения и пр.
- Уход за АКБ. Периодическая мойка вашего аккумулятора тоже будет неплохим средством профилактики окислений. Для этого подойдёт та же сода. Только не злоупотребляйте слишком концентрированными растворами.
От естественного окисления никуда не деться. Но снизить скорость его распространение можно.
Вот и у меня появился белый налет, только на днях заметил. Причину пока ищу, надеюсь ничего серьезного.